ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОСТИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО КОНТРАКТУ КАК ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бузина Г.С.

Научно-исследовательский центр (социологический)

Вооруженных Сил Российской Федерации, nicsvsrf@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОСТИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО КОНТРАКТУ КАК ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В данной статье автор выражает мысль о том, что основой совершенствования системы комплектования ВС РФ рядовым и сержантским составом по контракту является четкая система работы должностных лиц и органов по работе с личным составом по формированию духовных качеств поведения, побуждающих военнослужащего к исполнению служебных обязанностей, как предмету удовлетворения собственных потребностей. Представлена авторская классификация качеств и свойств поведения духовно-развитого военнослужащего по контракту

Ключевые слова: Вооруженные Силы Российской Федерации, воспитание, духовность, аксиологический подход, поведение, эталон духовного военнослужащего, контрактная служба

Abstract. In the article the author expresses the idea that the basis of improving the system of building up to prescribed strength with soldiers and non-commissioned enlistment officers is a clear system of officials and authorities to work with military personnel to develop spiritual qualities of their behavior. It encourages service members to duty, as to meet their own needs. In the article is presented the author’s classification of the qualities and characteristics of the behavior of the spiritually-developed service member

Keywords: Armed Forces of the Russian Federation, education, spirituality, axiological approach, behaviour, the standard of spiritual service member, enlistment

Духовность военнослужащего всегда являлась важнейшим показателем развития военного дела. Еще великий полководец М.И.Кутузов высказывался о том, что сколь ни велика роль воинского порядка или дисциплины, они останутся бессильными, пока «…не оживятся тем воинским духом, который преображает все обстоятельства» [4, С. 23].

Рассуждая о современном состоянии духовности военнослужащих, Президент Российской Федерации В.В.Путин выделяет армию как главный образец нравственности и духовности государства «…боевой дух Вооруженных Сил держится на традициях, на живой связи с историей, на примерах мужества и самопожертвования героев» [10, С. 1]. Неоспорим тот факт, что формирование духовности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат (матросов) и сержантов (старшин) (далее ‒ военнослужащие по контракту), в настоящее время является важнейшем звеном совершенствования системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации.

Современный период развития Вооруженных Сил Российской Федерации характеризуется целенаправленным усилением роли военнослужащих по контракту в структуре личного состава воинских подразделений. Уровень их профессиональной подготовки оказывает решающее влияние на способность точного и оперативного решения сложных задач по защите страны [4, С. 251].. Существование различных воинских специальностей в сложной структуре Вооруженных Сил, а также усложнение самой воинской службы с развитием человеческого общества выдвигают к сегодняшнему профессионалу соответствующие современному уровню развития Вооруженных Сил требования [9, С. 17], такие как:

  • владение определенными знаниями и практическими умениями, способствующими грамотной эксплуатации и боевому применению военной техники;
  • лежащими в основе воинской деятельности преимущественно духовными интересами, стимулами и мотивами, что является необходимым для вооруженной защиты государственных интересов;
  • высшей ответственностью за природу, социальную систему и индивида в выполнении социальной функции с одной стороны, и в применении разрушительной силы, в условиях защиты государственных интересов и вооруженного конфликта, с другой стороны;
  • четкой предметной связью между объектами воинской деятельности и выполняемыми функциями по защите Отечества, что является носителем социального и духовного смысла военной службы;
  • исполнительностью, дисциплинированностью, верностью воинскому долгу, самоотверженностью и другими духовными качествами, необходимыми в условиях физического и духовного напряжения, связанного с условиями военной службы.

Согласно социологическому анализу, проведенному Научно-исследовательским центром (социологическим) Вооруженных Сил Российской Федерации среди военнослужащих по контракту в 2015 году [15, С. 44], большинство военнослужащих заключают контракт о прохождении военной службы, чтобы решить задачи, которые в гражданской жизни им решить не удалось. Согласно проведенному исследованию, возможность достойного материального обеспечения и решения жилищной проблемы остаётся основным мотивом для заключения контрактов на прохождение военной службы. В 2015 году впервые с материальным интересом на третье и четвертое место по значимости выходят патриотические мотивы, в частности, «Долг служения Родине» и «Посвятить себя защите Отечества». В пятерке важнейших появляется еще один мотив – «Стремление стать независимым и самостоятельным». Такие изменения связаны с новой возможностью подписания контрактов на военную службу гражданами, не получившими специальность и трудовой опыт после школьной скамьи и службы в Вооруженных Силах по призыву. В целом, данные, полученные в ходе исследования, подтверждают необходимость поиска новых подходов к воспитанию духовности военнослужащих, а также в разработке основных путей повышения эффективности формирования духовных ценностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Теоретический анализ подходов к духовно-нравственному воспитанию военнослужащих в различные исторические периоды развития Вооруженных Сил [1, С. 118-122] позволяет выявить такие подходы, как личностно-ориентированный (Носорев Ю.А) [11, 49], интегративно-педагогический (Зезека Е.М) [12, С. 188], антропологический (Беляева В.А.) [13, С. 15], светский, конфессиональный, атеистический (Горин А.Ю.) [14, С. 40] и др.

С точки зрения автора, оптимальным в современных условиях является аксиологический подход к формированию духовных ценностей военнослужащих по контракту, который рассматривает духовность военнослужащего как совокупность свойств и качеств его поведения, способствующих своевременному и точному выполнению задач по защите Отечества, беспрекословному выполнению приказов командиров и начальников, а также строгому соблюдению законов и требований воинских уставов. На основании анализа указанного подхода, автор разработал классификацию личностных качеств духовно-развитого военнослужащего по контракту, которая может рассматриваться в качестве эталонной модели, соответствующей современным требованиям, предъявляемым к профессионалам-контрактникам, учитывающим положения Конституции Российской Федерации, военной присяги, а также воинских уставов, наставлений и соответствующих нормативных правовых актов (рис. 1).

Данная классификация основана на трех сферах структуры личности, среди которых: биологическая, социальная и личностный опыт. Далее лапидарно опишем качества военнослужащего по контракту, которые будут составлять 3 соответствующие группы.

Первую группу данной классификации включают биологические качества военнослужащего, которые отражают внутренние характеристики, психологические и физиологические свойства, относящиеся непосредственно к фигуре конкретного контрактника. В их числе:

— возраст (не моложе 18 и не старше 40 лет);

— здоровье (полное физическое, душевное и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов, умственная развитость, достаточная внутренняя уравновешенность, способность к овладению воинской специальностью, к нахождению в организованном воинском коллективе и перенесению повышенных психических и физических нагрузок без последствий для своего здоровья, в том числе соответствие профессионально-психологическим требованиям [7, С. 5], медицинским [6, С. 25] и требованиям военной службы к конкретной военно-учетной специальности);

— нервно-психическая устойчивость (устойчивость, ровность, спокойствие, выдержанность);

— направленность личности военнослужащего (преимущественно на выполнение задач);

— отсутствие предрасположенности к враждебно-агрессивным формам поведения в отношении окружающих (допускается наличие признаков инструментальной агрессии в поведении военнослужащего, необходимых для достижения какой-либо цели);

— физическая подготовленность (соответствие требованиям к физической подготовленности, оценивающейся по результатам выполнения минимальных требований трех упражнений, которые выполняются, как правило, в спортивной форме одежды, в течение одного дня, уровень физической подготовленности не ниже «удовлетворительного»).

Вторую группу качеств духовного военнослужащего составляют социальные качества, отражающие отношение контрактника к близкому окружению: членам семьи, родителям, друзьям, родным, а также воинскому коллективу, товарищам по службе, командирам и подчиненным. Среди них:

— образование (соответствие требованиям по уровню образования: основное общее образование (9 классов); среднее (полное) общее образование (11 классов); начальное профессиональное образование (лицей, колледж); среднее профессиональное образования (техникум); высшее профессиональное образование (институт, университет); послевузовское профессиональное образование, в том числе соответствие уровню интеллектуального развития);

— социальная зрелость (семейное положение, наличие детей);

— моральная нормативность (достаточный уровень социализации, уравновешенное сочетание личных морально-нравственных норм, норм социума и отношения к требованиям непосредственного социального окружения и адекватное восприятие контрактником своей социальной роли).

— адаптированность к военной службе (оптимальный уровень развития адаптационных возможностей личности, соответствие основным требованиям, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту);

— коммуникативность (достаточный уровень коммуникативных способностей, быстрая адаптированность в новом коллективе, легкость в установлении межличностных контактов с окружающими, как правило, не испытывает трудностей, бесконфликтность, адекватная оценка своей роли в коллективе, критики в свой адрес, достаточная способность к коррекции поведения);

— поведенческая регуляция (устойчивый уровень работоспособности и толерантности к физическим и психическим нагрузкам, а также воздействию стрессовых ситуаций как в условиях повседневного несения службы, так и в боевых).

— товарищество (поддержание определенных общевоинскими уставами правил взаимоотношений между военнослужащими, выручка товарищей из опасности, помощь словом и делом);

— воинская вежливость (соблюдение требований воинской дисциплины, достойное поведение в общественных местах, содействие защите чести и достоинства граждан и др.);

— субординированность (беспрекословное выполнение приказов начальника, обращение военнослужащего к непосредственному начальнику по служебным и личным вопросам должен, а при необходимости, с разрешения непосредственного начальника ‒ к старшему начальнику, доклад непосредственному начальнику обо всех случаях, которые могут повлиять на исполнение военнослужащим его обязанностей, а также о сделанных ему замечаниях).

Третья группа качеств включает качества личного опыта военнослужащего по контракту. Она отражает результат проживания и переживания контрактником его внешнего и внутреннего отношения к военной службе, самому себе и окружающей действительности. Среди них:

— мотивация к военной службе (активность, направляющая военнослужащего к выполнению задач по защите Отечества, беспрекословному выполнению приказов командиров и начальников, строгому соблюдению законов и требований воинских уставов);

— бдительность (высокий уровень развития быстроты реакции на ожидаемые и неожиданные события, неослабное внимание к действиям сил, способных нанести ущерб боевой мощи ВС, а также высокая профессиональная подготовка, способствующая умению строго хранить военную и государственную тайну).

— бережливость (содержание в постоянной готовности к применению вооружения и военной техники, бережливое отношение к военному имуществу);

— верность воинскому долгу (неукоснительное соблюдение Конституции Российской Федерации, строгое выполнение требований воинских уставов, приказов командиров и начальников);

— военно-профессиональная направленность личности военнослужащего (понимание и принятие целей и задач военно-профессиональной деятельности в целом и деятельности по конкретной военно-учетной специальности, поведение, ориентированное на совершенствование подготовки к военной службе, устойчивая ориентация на продолжение профессиональной деятельности, в том числе и в особых условиях);

— следование боевым традициям (обязательность в выполнении воинского приветствия, отдавая дань уважения: Могиле Неизвестного Солдата, братским могилам воинов, павших в боях за свободу и независимость Отечества, Государственному флагу Российской Федерации, Боевому знамени воинской части, а также Военно-морскому флагу при каждом прибытии на корабль и убытии с корабля, похоронным процессиям, сопровождаемым воинскими подразделениями);

— дисциплинированность (устойчивость сообразная уставным и иным требованиям поведения контрактников в условиях военной службы);

— достоинство (внутренняя убеждённость контрактника в необходимости дорожить воинской честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей воинской частью, честью своего воинского звания и войсковым товариществом, гордо нести высокое звание защитника народа Российской Федерации);

— исполнительность (точность, своевременность и беспрекословность в выполнении приказов командира (начальника), готовность к исполнению обязанностей военной службы в любое время);

— компетентность (точное знание и руководство в своей деятельности требованиями федеральных законов, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также соответствующими руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или приказами командиров (начальников);

— личная примерность (инициатива, способствующая образцовому поведению, соответствующему уставным и иным требованиям военной службы, в том числе соблюдение правил воинской вежливости, выполнение воинского приветствия, аккуратность в ношении военной формы одежды и знаков различия и др.);

— организованность (способность концентрироваться на поставленной задаче, умелое следование намеченному плану, четкое исполнение контрактником общих и специальных обязанностей);

— настойчивость (способность преодолевать внешние и внутренние препятствия при выполнении поставленных задач);

— непримиримость к нарушениям норм воинской морали (инициатива в удерживании сослуживцев от недостойных поступков, недопущение в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, знание и соблюдение правил обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, медицинским персоналом, духовными лицами, гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными);

— ответственность (обстоятельность в анализе различных ситуаций, способность к осуществлению выбора формы своих поступков, прогнозированию последствий своих действий или бездействий, а также готовность к принятию последствий сделанного выбора, как свершившимся фактам).

— патриотичность (сознательность в служении народу, выдвижение общенациональных интересов на первый план и решение вместе с ним частных, не противопоставляя их друг другу).

— соблюдение принципов здорового образа жизни (проявление собственной инициативы в повседневной заботе об укреплении своего здоровья, закаливании, занятии физической подготовкой с целью обеспечения активной долголетней трудовой деятельности);

— отсутствие склонности к девиантным формам поведения (непримиримость к отклоняющимся от установленных норм и стандартов поступкам контрактников, входящих в противоречие с принятыми в воинском коллективе и обществе в целом правовыми, социальными и моральными нормами);

— стремление к самовоспитанию и самообразованию (проявление инициативы к достижению своего воинского мастерства, реалистичное отношение и соизмерение своих действий с господствующими в обществе, армии и воинском коллективе ценностями);

— мужество (способность к взвешенным и разумным действиям при выполнении различных задач, твердость в своих нравственных убеждениях, храбрость в их защите);

— храбрость (осмысленная готовность броситься в опасность, преодолевая чувства страха, а также способность к проявлению разумной инициативы при выполнении воинского долга, в том числе защита командиров (начальников) в бою, обережение Боевого знамени воинской части);

— героизм (проявление решительности и смелости при совершении самоотверженного, важного по значению поступка);

— самоотверженность (готовность контрактника сознательно пожертвовать собственными интересами, в том числе собственной жизнью, ради выполнения задачи или спасения жизни товарищей; в условиях боевых действий, даже находясь в отрыве от своей воинской части (подразделения) и в полном окружении, должен оказывать решительное сопротивление противнику, избегая захвата в плен);

— этичность (уважительное отношение к чести и достоинству товарищей по службе, командирам (начальникам) и старшим, соблюдение правил воинской вежливости, поведения, ношения военной формы одежды и выполнения воинского приветствия).

Представленную классификацию качеств духовного военнослужащего по контракту логично рассматривать в контексте сущностных и содержательных характеристик деятельности должностных лиц и органов по работе с личным составом по формированию духовных ценностей военнослужащих, в разработке и обосновании Целевой педагогической программы формирования духовных ценностей; а также в разработке основных путей повышения эффективности формирования духовных ценностей военнослужащих рядового и сержантского состава по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Подведем итоги вышесказанного. Автором полагается, что воспитание духовности военнослужащих по контракту целесообразно посредством формирования у них указанной системы качеств и свойств поведения, соответствующих современным требованиям, предъявляемым к профессионалам-контрактникам, и учитывающим положения воинских уставов и других регламентирующих воинскую деятельность документов. Такой подход ускорит процесс артикулирования духовных ценностей военнослужащих по контракту в Вооруженных Силах нашей страны, а значит, будет способствовать укреплению обороноспособности российского государства в современных непростых геополитических условиях.

Литература

Алехин И.А. Педагогические условия формирования и развития авторитета офицера в воинском коллективе / И.А. Алехин, М.Ю. Титова // Мир образования – образование в мире. – 2009. – № 4. – С. 118–122.

Алехин И.А. Духовность и нравственность русского офицера: история и современность / И.А. Алехин, М.А. Низиков // Мир образования – образование в мире. – 2013. – № 4. – С. 16-24.

Гужва Е.Г., Виниченко М.А., Герасимова Т.В. Нравственная культура личности как система морали/ Мир образования – образование в мире. – 2014. – № 4. – С. 251-257.

Троицкий Н.А. Фельдмаршал Кутузов: мифы и факты. М., 2002.

Всемирная организация здравоохранения. Основные документы. Сорок шестое издание, включающее поправки, принятые до 31 декабря 2006 г. -Женева: Б. и., 2007. -267 с.

Положение о военно-врачебной экспертизе утверждено Постановлением Правительства РФ от 20 апреля 1995 г. № 390;

Федеральный закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (с изменениями и дополнениями на 2014 г.) URL: http://www.consultant.ru/popular/military/

Приказ Минобороны России от 21 апреля 2009 г. N 200 «Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009)».

Писаренко Г.П. К вопросу о формировании личностной готовности воина-контрактника к лидерской деятельности// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета/ 2015 г. № 109. С. 1090-1101.

Послание Президента РФ Федеральному собранию от 12 декабря 2012// российская газета. 13 декабря 2012.

Носорев Ю.А., Ванина А.С. Ценностные основы личностно-ориентированного подхода в духовно-нравственном воспитании будущих педагогов-музыкантов //Наука и школа– 2010. – № 1. – С. 49–53.

Молодежная аудитория учреждений культуры как объект духовно-нравственного воспитания на основе интегративно-педагогического подхода// Этносоциум и межнациональная культура. – 2011. – № 7. – С. 188-167.

Беляева В.А. Духовно-нравственное воспитание личности в контексте антропологического подхода// Актуальные проблемы развития профессиональной культуры личности педагога в условиях региона// материалы Международной научно-практической конференции – 2012. С. 15-18.

Горин А.Ю. Духовно-нравственное воспитание: светский, конфессиональный и атеистические подходы. Нижегородское образование. //. – 2011. – № 4. – С. 39-43.

Военно-социологические исследования. Изучение отношения к военной службе по контракту.Сборник научно-методических статей № 4 (52) – 2015. С.1-65.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *