Эффективность гражданских инициатив антикоррупционного характера

🙂

Скачать текст в WORD

Специфической характеристикой российской коррупции является формирование устойчивых сетей доверительных отношений, связывающих должностных лиц и бизнесменов, которые создают социальные предпосылки для установления коррупционных отношений.

В отсутствие действенных заслонов предметом коррупционных отношений стало получение доступа к реализации прав граждан и предпринимателей. Это стало сопровождаться частыми случаями использования властных полномочий для фабрикации уголовных дел с целью активного наступления на права граждан и бизнеса и, прежде всего, на права собственности. [13, с. 75]

При нынешних масштабах коррупции экономика становится неэффективной из-за расхищения средств, выделяемых государством на социальные программы, развитие инфраструктуры, модернизацию. Нарушаются принципы честной конкуренции, которая подменяется конкуренцией за использование административного ресурса. Происходит деформация экономических стимулов, коррупция становится самым доходным и малорискованным способом обогащения по сравнению с добросовестным предпринимательством.

Картина с обращениями граждан по фактам коррупции, анализ которых Общественная палата Российской Федерации ведет все годы своего существования, отражена на Рисунке 2.12: 63% поступивших жалоб и заявлений касаются деятельности правоохранительных органов.

Рисунок 2.12 — Статистика обращений граждан по фактам коррупции

Органы власти на 2016 года проводили разные мероприятия и акции против общественную экспертизу органов власти, экспертизу проектов актов, оценку воздействия, участие в контроле за средств бюджета и за достоверностью госслужащих и К сожалению, эффективные меры борьбе с — усиление над деятельностью со стороны и демократических – в практически не Общество не необходимыми полномочиями в этой сфере.

Полученные в материалы показывают, в частности, что местах наблюдается рост уголовных направляемых в по фактам

По данным опубликованного Институтом РАН в 2016 года, граждан считают, антикоррупционная политика приводит к ситуации. Растет граждан, обеспокоенных коррупции и бюрократии (с до 44% по 2016г)). того, ухудшение с коррупцией, на реформы лет, отмечает третий россиянин.

По Индекса ОПОРЫ — 2016, компаний, не в своем с коррупцией, всего 10%, есть 90% с коррупцией

Граждане негативно и некоторые меры государства. меры, связанные с повышением ответственности лиц, воспринимаются как недостаточно и неотвратимые.

Принимаемые ныне меры по борьбе с коррупцией считают эффективными только 2% граждан; при этом данный показатель является стабильным уже более 5 лет. Так, одна из общеизвестных мер по борьбе с коррупцией – публикация деклараций должностных лиц – воспринимается обществом с недоверием. Только 1% экспертов уверены, что в декларациях отражены все денежные средства и имущество госслужащих. Представления о высоком уровне коррупции в обществе, прежде всего, среди представителей власти, доминируют в общественном мнении россиян. Так, 88% населения полагает, что ту или иную часть доходов чиновники скрывают. [21, с. 68]

Определенного положительного эффекта удалось добиться только в отношении преступлений, связанных с дачей взятки. Несколько снизилась готовность давать взятки, о чем свидетельствует исследование Министерства экономического развития, проведенное среди граждан в марте 2017 года.

В то же время следует отметить, что в настоящее время подавляющее большинство антикоррупционных мер государства направлено на борьбу с коррупционными преступлениями, а не с причинами и системными условиями, порождающими коррупцию.

2.2 Эффективность гражданских инициатив антикоррупционного характера

Ввиду разнообразия механизмов взаимодействия институтов гражданского общества и государства в противодействии коррупции, не существует единого универсального критерия оценки эффективности такого взаимодействия, как не существует единого мнения относительно «правильных» стратегий борьбы с коррупцией. Таким образом, логичным представляется на основе таких факторов как, данные экспертных интервью, доступность информации и предварительные знания о контексте, проанализировать реальные практики антикоррупционного взаимодействия и затем попытаться выработать подходящие модели оценки их эффективности для каждого случая.

По результатам пилотажного исследования экспертов, можно прийти к выводу, что коррупция — это бич современного общества, которая присутствует практически во всех его сферах

В таблице 2.12 представлена общая характеристика опрашиваемых потребителей.

Таблица 2.12 Характеристика опрашиваемых экспертов

Показатель

Удельный вес, %

Мужчин

33,00

Женщин

67,00

От 21 до 30 лет

34,00

От 31 до 40 лет

37,67

От 41 до 50 лет

17,33

От 51 до 60 лет

3,67

Более 60 лет

6,67

Нет ответа

0,67

Среднее и неполное среднее

25,67

Среднее техническое

13,00

Высшее и послевузовское

55,00

Неоконченное высшее

3,67

Таким образом, в экспертном опросе участвовало больше всего женщин от 30 до 40 лет, имеющих оконченное высшее образование.

На вопрос «Что вы понимаете под коррупцией? (дайте, пожалуйста, не более 3 вариантов ответа)» эксперты преимущественно выделили следующие явления коррупционных процессов:

— взяточничество;

— злоупотребление служебным полномочием;

— подношение подарков должностным лицам.

Рисунок 2.13 — Явления, описывающие коррупцию, по мнению экспертов

5 вопрос «Как часто горожанам приходится сталкиваться с таким явлением как коррупция» показал, что большинство экспертов не совсем часто сталкиваются с коррупцией, на втором месте по значимости стоит ответ – редко.

Таким образом, значительная часть экспертов в той или иной форме встречались с коррупционной ситуацией. Это может быть деловая коррупция, возникающая при взаимодействии власти и бизнеса, или бытовая, порождаемая взаимодействием сотрудников учреждений и граждан. Столкнувшись с вымогательством со стороны служащего, чиновника, частное лицо оказывается перед выбором: либо дать взятку (что сопряжено с риском разоблачения), либо обжаловать действия госслужащего через внутренний или внешний надзорный орган. Решение, как действовать в этой ситуации, зависит не только от того, насколько затратной является процедура обжалования, или насколько гражданин осведомлен о своих законных правах и обязанностях служащего, но, в значительной мере, от понимания им морально-нравственного аспекта этой проблемы.

Из ответов на вопрос «Какие сферы, в большей мере, подвержены коррупционным рискам?» можно увидеть, что наиболее коррупционными, с точки зрения экспертов выступают ГИБДД, полиция, вузы, военкомат.

Иногда граждане нашей страны, чтобы решить свои проблемы, вынуждены стимулировать должностных лиц или работников, от которых зависит такое решение: делать подарки, давать им деньги, оказывать встречные услуги. На вопрос: Приходилось ли Вам прибегать к даче взятки для решения Ваших проблем?» получены следующие ответы – большинство экспертов никогда не давали взяток, остальная часть, меньшая часть экспертов ответили, что вынуждены вступать в них от случая к случаю.

Судя по ответам экспертов, наиболее часто коррупционные ситуации у них возникали при обращения в учреждения здравоохранения, а также в сфере дошкольного образования, как правило, это устройство ребенка в школу. Далее, эксперты отметили коррумпированность ВУЗов, в частности при поступлении, сдаче экзаменов.

На вопрос «Как Вы считаете, подарки, деньги, услуги врачам, преподавателям школ и ВУЗов, работникам жилищно-коммунальных служб и т.д., являются таким же негативным явлением для общества, как и коррупция среди чиновников, или нет? Большинство экспертов ответило, что это нельзя отнести к коррупции. Так, большинство экспертов посчитало, что если взятка чиновнику является фактом коррупции, то подарок врачу или преподавателю не подпадает под это определение, что это, якобы, «явление другого порядка, когда люди, либо вынуждены прибегать к этому по традиции, либо делают это от чистого сердца».

Не случайно, отвечая на вопрос: «Как Вы полагаете, что можно определенно назвать взяткой, если это предназначено должностному лицу или работнику организации для положительного решения какой либо проблемы?», значительная часть экспертов не отнесла к таким действиям «встречные услуги», «подарки» и т.д.

На вопрос 11 о том, кто именно является инициатором вступления в коррупционные отношения выявлены следующие ответы, оказывается большинство экспертов ответили, что инициатором может выступать любой человек, в зависимости от ситуации и в большинстве случаев это как раз те, кто обращается за той или иной услугой.

На вопрос о том, кто был инициатором взятки в Вашем случае (случаях), если таковые были? Большинство экспертов ответили, что посоветовали те, кто уже решал проблему подобным образом, на втором месте идет ответ – посоветовали родственники, друзья, знакомые.

На вопрос: «Как Вы полагаете, смогли бы Вы решить свою проблему, не прибегая к вручению заинтересованному лицу подарков, денег, оказанию встречных услуг, или нет? Большая часть экспертов ответила что да, смогли бы.

Аналогичным образом, отвечая на вопрос: «Если для того, чтобы решить Ваши проблемы Вам представится случай расплатиться с людьми, от которых будет зависеть решение Ваших проблем, то, как лично Вы поступите?», основная часть экспертов – 55,1% указала, что «возможно заплатит, в зависимости от обстоятельств», или «заплатит не задумываясь».

Если в массовом сознании манифестируется убежденность в необходимости бороться с таким явлением как коррупция, то на уровне принятия личного решения, судя по ответам экспертов, у части граждан – более чем у половины — подобной готовности в этом не всегда наблюдается.

Это объясняет и ответы на вопрос: «Если бы Вы располагали сведениями о коррупционных действиях, проинформировали бы Вы соответствующие органы и структуры?». Как оказалось, две трети экспертов под разными предлогами уклонились бы этой обязанности. Лишь каждый шестой проинформировал бы об этом случае соответствующие органы, да и то в большинстве случаев анонимно.

И это, несмотря на то, что большинство экспертов видит угрозу со стороны коррупции всему обществу. Так, отвечая на вопрос анкеты: «Как Вы в принципе относитесь к тому, что для решения своих проблем людям приходится давать взятки?», большинство указали на ее разлагающее влияние по отношению к обществу. Но при этом сами, как мы выше видели, нередко могут принимать участие в подобных действиях.

На вопрос: как Вы в принципе относитесь к тому, что для решения своих проблем людям приходится давать взятки? Более половины экспертов ответили, что этого нужно избегать, так как коррупция ведет к разложению общества.

Таким образом, можно сделать вывод, что Формирование антикоррупционного мировоззрения, нетерпимости ко всем формам коррупционной деятельности, формирование навыков противодействия соответствующим правонарушениям с привлечением институтов гражданского общества и государства признается одной из приоритетных задач нашего общества. Ее значимость определила принятие комплексных программных документов, затрагивающих все сферы общественных отношений и определяющих конкретные направления деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений, общественных организаций.

Реализация профилактических, идейно-воспитательных, правовых механизмов при активном участии политических партий и общественных движений, других институтов гражданского общества и СМИ является залогом сокращения коррупции в России, так как перелом общественного сознания, создание в социуме атмосферы неприятия коррупции является важнейшей задачей при реализации государственной антикоррупционной политики. Решение этой и других проблем, связанных с противодействием коррупции в нашей стране, обеспечивается, прежде всего, путем планомерного повышения правовой культуры населения, достижения максимальной прозрачности процедур предоставления государственных услуг, а также постоянной адресной профилактической работой во всех органах власти и управления.

Мы солидарны с мнением отечественных исследователей проблемы противодействия коррупции, что в нашей стране полностью искоренить коррупцию нельзя (как, впрочем, и в других государствах), поэтому вопрос должен ставиться о реальном снижении ее масштабов до уровня, который был бы приемлем для динамичного политического и социально-экономического развития.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *