Брак и семья по мусульманскому праву

🙂

Скачать текст в WORD

Брак – союз мужчины и женщины , созданный для их взаимной пользы, и порождающий огромную пользу сам по себе. Брак –крепкая основа  и одно из самых необходимых условий для полноценного воспитания и развития детей. Выросшие в семье дети пытаются принести пользу не только себе, но и окружающим себя людям. Так у них формируется характер и привычка работать и жить в социуме. Дети, живущие в неблагополучной семье или в неполной семье чаще всего вырастают в духовной бедности и обделённости. Брак важен тем , что ребенок выросший в полной семье чаще изолирован от молодежи с антиобщественным поведение. Семья – «ячейка общества» и первый стандартный блок гражданского общества. Но, к сожалению , в наши дни все более чаще встречаются неполные семьи.

В мире существует большое количество наций с разными верами, у каждой нации или религии свои подходы к пониманию брака, и каждое понимание брака по своему интересно. С этой точки зрения Ислам занимает лидирующее место, так как в исламе разрешено многоженство. Ислам — самая молодая религия, во многом для людей иной веры она таит множество непонятных вещей и явлений.

Второй по многочисленности религией в мире является Ислам, его исповедуют более 1,5 миллиарда людей. Брак в Исламе рассматривается, как естественные узы между мужчиной и женщиной. Действительно, Аллах (субхамаху ва тааля) в Коране говорит:

О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами. (Коран, 4:1)

В другой суре говориться, что влечение мужчины и женщины друг к другу — не просто совпадение. В Коране сказано, что Аллах создал любовь и взаимную привязанность в сердцах супружеской пары, как великое напоминание о Себе:

Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих (Коран, 30:21)

Также в Коране сказано:

О те, которые уверовали! Вам не дозволено наследовать женщин против их воли. Не чините им препятствия, чтобы унести часть приданого, которое вы им дали, если только они не совершили явной мерзости. Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра. (Коран, 4:19)

Пророк Мухаммед говорил:

«Лучший из вас тот, кто является образцовым для своей семьи (жены), как я являюсь для своей.»

Общая характеристика семейного права мусульман.

Брак (ан-никах) в своем истинном смысле — неотъемлемое право каждого, имеющего сильное желание и способного к вступлению в брачные отношения.

Брак относится к деяниям, совершавшимся посланниками Всевышнего Аллаха, который, хвала Ему, сказал:

» Мы посылали до тебя посланников и даровали им супруг и потомство. Ни один посланник не мог явить знамение без соизволения Аллаха. Для каждого срока есть предписание.».

(Коран,13:38)

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, женился и сказал:

«Я беру в жены женщин, а кто не следует моему примеру, тот — не из нас».

Поэтому ученые говорят: «Брак при наличии сильного желания — лучше дополнительных молитв». При этом имеются в виду те положительные последствия брака, о которых, если Аллаху будет угодно, речь пойдет ниже.

В некоторых случаях когда мужчина испытывает сильное половое влечение и опасается впасть в грех, если не женится, он должен вступить в брак, чтобы остаться добродетельным и предохранить себя от греха. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О юноши! Тот, кто способен к половым сношениям, пусть жениться. Это сохранит ваше целомудрие, и убережёт ваши взоры от греховного. А кто не способен, тот должен поститься. Пост — уничтожение похоти».

Одним из центральных институтов семейного права является брак. В большинстве случаев он рассматривается как двусторонний договор, в результате заключения которого женщина становиться «законной», «разрешенной» для мужчины. Цель брачного договора состоит в создании семьи и продолжении рода.

Представляя мусульманскую семью человек невольно представляет себе семью где царит полный патриархат, где не учитывается и не берется во внимание мнение женщины, семью достаточно скрытую от общества, сем  ю где женщина покрыта черным одеянием, которое пугает людей, а также злобного бородатого мужа. На самом деле в отношении мусульманского семейного права ходит много предрассудков. Чтобы понять мусульманское семейное права надо зайти за ширму мусульманской семьи, только так можно понять, что представляет из себя мусульманская семья.

Брак в Исламе рассматривается как естественные узы между мужчиной и женщиной. У мужчин поощряется и является делом благим доброе отношение к женам, внимание и забота за ними. Нужно также отметить основные запреты и особенности Ислама. Ислам запрещает посторонним мужчинам и женщинам смотреть друг на друга. Мужчинам запрещено смотреть на волосы постороннее женщины, даже лицо и руки являются запретными. Женщинам же надобно закрывать все свое тело от взора посторонних ей мужчин, даже несовершеннолетние дети не должны видеть откровенные части тела женщины, которые признаются таковыми в Исламе. Тело женщины может видеть только ее муж, также как и тело мужа может видеть только жена, и исключением являются только самые близкие родственники.

Никах- в исламском праве под этим термином понимают процедуру регистрации брака. Чтобы никах признали заключенным необходимо выполнить ряд условий. И жених и невеста должны быть совершеннолетними, невесте нельзя выходить замуж за жениха иной веры, если конечно жених не примет Ислам, но жениху мусульманину дозволено жениться на девушке иной веры, если это христианка или иудейка. Бракосочетание состоит из нескольких этапов: сговор, сватовство (хитба); передача невесты в дом жениха (зифаф); свадебное торжество (урс, валима) ; фактическое вступление в брачные отношения (никах). Обязательными условиями бракосочетания считаются согласие на бракосочетание , наличие свидетелей , уплата махра , содержание жены и хорошее обращение с ней, исполнение супружеских обязанностей и содержание детей.

В Исламе допустимо иметь четырех жен. Заключать временный брак у суннитов запрещено, но шииты признают временный брак дозволенным. Заключение фиктивных браков с целью вернуться к мужу после третьего развода является запрещённым . При заключении брака, если муж ставит условие, что женится на девушке, но после выясняется, что невеста солгала, то муж может расторгнуть брак . Вероотступничество одного из супругов также может служить причиной для расторжения брака.

Понятие, условия брака в мусульманском праве

Говоря о важности брака, Пророк Мухаммад сказал: «Брак – это половина религии». Поэтому мусульманин должен серьезно отнестись к заключению брака и серьезно подойти к выбору спутницы жизни.

Согласно Исламу в первую очередь в выборе жены нужно смотреть на ее благонравие благочестие, на ее богобоязненность и воспитание. По словам Мухаммада, «женщину берут в жены ради четырех вещей: богатства ее, знатности, красоты или веры, так добивайся же брака с набожной женщиной, а иначе да покроются руки твои пылью!» Чаще всего в Исламе ответственность в поиске жены лежала на семье жениха, которые подыскивали ее среди знакомых, а также среди достойных семей. Если кандидатура устраивала семьи обеих сторон, жениха и невесту, то наступало время для помолвки. При этом обе стороны оговаривали размер калыма (выкупа за невесту), сроки проведения бракосочетания, расходы и т.д.

Законность процедуры заключения брака обусловливается следующими условиями:

1. Необходимо чтобы жених и невеста были из числа мусульман. Говоря на запрет брака мусульманки и не мусульманина, то на него указывает Коран: «И не сочетайтесь браком с язычниками, пока они не уверуют». Хотя иудеи и христиане и не являются язычниками, о которых здесь говорится, запрет мотивируется теми же соображениями. Коран не запрещает брак между мусульманином и христианкой или иудейкой, но по мнению сподвижников Пророка и многих исламских ученых он нежелателен. Объясняется это тем, что дети от подобного брака должны быть воспитаны по исламским традициям и законам, но так как воспитывает детей в основном мать, то дети могут не получить должного исламского воспитания.

2. При заключении брака необходимо, чтобы на процедуре бракосочетания присутствовали обе стороны или их представители.

3. Крайне желательно чтобы при бракосочетании присутствовал опекун невесты(отец), при его отсутствии – дед, дядя, брат или другой близкий родственник. Присутствие отца невесты подразумевает его добрую волю и согласие на брак дочери.

Бывает так, что девушке делает предложение достойный человек. Ее отец принимает предложение, а затем отказывается выдавать ее замуж. И подобное повторяется несколько раз. В таком случае его опекунство утрачивает силу, а замуж ее выдает кто-либо из ближайших родственников, имеющих право выступать в качестве опекуна

4. Наличие как минимум двух свидетелей-мусульман.

5.Необходимо согласие обеих сторон на вступление в брак. В исламе запрещено выдавать девушку замуж против ее воли. Если ей сделали предложение двое мужчин, и она сказала: «Желаю этого», то она выходит за того, кого пожелала, при условии, что он ей подходит. Если же он ей не подходит, то ее опекун должен воспрепятствовать ей выходить за него замуж. На опекуне в данном случае не будет греха.

6. Жених и невеста не должны быть близкими родственниками, быть вскормлены одной женщиной, а также находиться в родстве в результате брачных отношений.

7. В случае заключения брака с еще одной женой, жены не должны состоять в родственных отношениях между собой.

8. Запрещен временный брак.

9. Необходима договоренность о размере и времени выплаты калыма, кроме того невеста иметь право требовать калым, который положен ей по ее социальному статусу.

10. В случае так называемого окончательного развода женщина может вернуться к прежнему мужу, лишь тогда, когда она получит развод от нового мужа. Развод, хотя и разрешен в исламе, но нежелателен. Прибегают же к нему, например, в случае систематического несоблюдения кем-либо из супругов своих супружеских обязанностей.

11.Совершеннолетие жениха и невесты.(Совершеннолетие в Исламе не определяется четко определенным возрастом, совершеннолетним считается человек достигший половой зрелости).

Законодательство Иордании устанавливает особые правила для заключения брака, когда разница в возрасте будущих супругов слишком велика. Согласно иорданскому закону(ст.7),если жених более чем на 20 лет старше невесты, не достигшей 18 летнего возраста, договор может быть заключен только после того, как судья убедится в добровольном желании девушки выйти замуж.

Процесс регистрации брака в мусульманском праве

По законодательству большинства арабских стран установлена обязательная письменная форма брачного договора, который может быть заключен и вне компетентного государственного органа, но должен быть им зарегистрирован в течение определенного срока.

Процесс регистрации брака в Исламе именуется никахом. Брак заключенный без никаха в Исламе считается харамом(грехом). Заключение самого брака дозволяется в случае соблюдения перечисленных выше условий. Процесс бракосочетания у мусульман достаточно прост. Лицо, уполномоченное на проведение бракосочетания начитает с чтения проповеди. После, в присутствии двух или более свидетелей, имам спрашивает о добровольности обеих сторон на заключение брака, а также согласие опекуна на выдачу замуж подопечной. Убедившись, что согласие на заключение брака было обоюдным и свидетели слышали слова согласия, имам объявляет молодых мужем и женой. Затем он читается Коран и произносит молитву о благополучии брака и получении в нем потомства.

С этого момента брак считается действительным и на молодых ложатся обязанности семейной жизни. После этого обычно справляется свадьба, но, естественно, без спиртного и недозволенных танцев.

Также муж должен сделать своей жене подарок(махр),махр является одним из главных условий для заключения брака. Выплата махра может быть отсрочена мужем, по согласию жены, после свадьбы, в случае развода(по инициативе мужа) или вдовства, махр остается у жены. Люди часто путают махр с калымом, но в отличие от калыма, выплачиваемого семье невесты, махр выплачивается самой невесте и является часть ее собственности. Махр выплачивается не только деньгами, в качестве махра может выступать любое ценное имущество. Обычно размер махра оговаривают во время сговора, если размер махра не был установлен до бракосочетания, то выплачивается минимальный размер махра, который равен 33,6 граммов серебра или 4,8 граммов золота. Даже самые бедные сподвижники Пророка давали символически, то что, они были в состоянии дать.

Права и обязанности супругов в мусульманском праве

Супруги в Исламе обязаны соблюдать права и обязанности по отношении друг к другу, которыми Аллах их наделил. Женщине не дозволено требовать равноправия с мужем, муж же в свою очередь не должен злоупотреблять своим положением, и должен относиться к жене благоразумно. Праведная жена в Исламе сопоставляется награде Аллаха, которой Он вознаградил мужчину, праведная жена рассматривается как одно из наслаждений этой жизни и величайшей милостью, которую Аллах оказывает мужчине. Сообщается, что Пророк сказал:

«Мир этот дается во временное пользование, а лучшим из того, что можно получить в пользование в этом Мире, является праведная жена»

В Исламе праведной признается та жена, которая следует предписаниям Аллаха и слушается своего мужа и выполняет свои обязанности, важнейшими из которых являются следующие:

1.Жена должна ставить интересы мужа выше своих, и выше интересов своих родственников.

2.Должна быть готовой удовлетворить сексуальные потребности мужа, кроме дней менструального цикла и послеродового очищения. В остальное время жене запрещено отказывать мужу в исполнении своих обязанностей в постели. Это обязанность является самой важной, так как причиной большинства разводов является несоблюдение сексуальных обязанностей жены. Поэтому жена должна быть всегда красива, опрятна, вызывать у мужа интерес и влечение.

3. Женщина не имеет права соблюдать пост-сунну(желательный пост, но не обязательный),без согласия мужа, кроме священного месяца Рамадана, так как муж не имеет право на интимную близость с женой во время ее поста.

4.Нельзя раздавать что-либо из имущества без согласия мужа, исключением является еда. Раздавать еду, без разрешения мужа разрешено, и даже является делом благородным и поощряется Господом.

5.Жена не должна покидать дом, если на то нет веских причин, без согласия мужа, она не в праве также уезжать куда-либо со своими родственниками, без согласия мужа. Жене запрещено работать вне дома, без согласия мужа.

6.Жена должна быть неприхотливой и терпеливой, должна поддерживать мужа в трудное время, нельзя упрекать его в малом заработке, предостерегать от запретного заработка.

7.Она должна предостерегать себя от взора чужих мужчин, кроме мужа, покрывать свое тело одеянием, не носить короткую одежду. Пророк сказал:

«Женщине нельзя снимать свою одежду, кроме как в доме мужа»

8.Запрещено знакомиться с друзьями мужа, представляться им, а наоборот она должна делать все, чтобы ее не узнали, и тем более принимать гостей без присутствия мужа, кроме как с дозволения мужа.

9.Запрещено надсмехаться над внешностью мужа или наоборот, хвастаться его высоким положением в обществе или красивой внешностью. Нельзя спорить с мужем, причинять ему боль, жена должна проявлять к мужу уважение и всегда слушаться его.

10.Но если же жена, сделает что-то, что разозлит или огорчит мужа, то она должна сделать все, чтобы муж перестал на нее сердиться.

11.Быть заботливой мамой, относиться к детям с состраданием, заниматься их воспитанием, в Исламе строго запрещено проклинать детей.

12.Жена должна полностью повиноваться мужу, кроме как в случаях, когда воля мужа не соответствует нормам Ислама.

В свою очередь, муж должен:

1.Обращаться с женой мягко, относиться к ней как к равной, нельзя запрещать ей, все, что разрешено Исламом.

2.Терпеливо выносить обиду , доставленную ему женой, также в случае если жена будет обижена на мужа, а такое часто бывает, муж должен держать себя достойно и должен показывать терпимость, должен показать, что знает женский характер и истинную суть женской природы.

3.Шутить, всячески стараться поднять настроение жене, если есть на то необходимость, обходиться ласково.

4.Должен обеспечивать жену всем необходимым: едой, одеждой, деньгами, предоставить жилье и кров и тд. Нельзя быть скупым, муж должен быть щедрым в отношении денег и богатства.

5.Муж должен дать жене мусульманское образование, учить ее религии, в случае необходимости разрешать ей ходить туда, где она сможет получить знания. Также обязанность в выполнении намаза и соблюдении поста в месяц Рамадан лежит на муже, он должен обязать жену выполнять все обязанности праведной мусульманки.

6.В случае если мужчина имеет более одной жены, то он обязан относиться ко всем равноправно, не обделять или выделять одну от всех остальных, исполнять все потребности всех жен в равной степени.

7.Если жена непослушна, муж обязан воспитывать ее, объяснять ей все что на нее возлагается по шариату, если эти действия не повлекли изменений, то он вправе отделить ее от постели, но и если и это не помогло, он может применить физическую силу, но нельзя чересчур усердствовать, запрещено бить жену в лицо.

8.Удовлетворять сексуальные потребности жены.

9.Запрещено унижать жену или ее родственников, если муж хочет сделать жене замечание. То он должен найти подходящее место и время.

10.Должен заступиться за жену и отстаивать ее честь, если это необходимо.

Отношение в семье между родителями и детьми в мусульманском праве

Ислам поощряет мусульман в браке рождать детей. Концепция контроля рождаемости не принята в Исламе. Однако семейное планирование допускается и разрешается. Когда мы планируем рождение ребенка, мы должны помнить о том, что родители должны воспитать его согласно Исламу.

Дети- цветы жизни, они приносят свет и радость в семью, наполняют дом смехом, радуют глаз родителей, дети безгрешны, но от того как и в какой семье они вырастут, во многом, зависит их будущее. Отношение к воспитанию в Исламе очень ответственное. Дети мусульман должны воспитываться в атмосфере нравственности и богобоязненности, дети должны получить в семье должное мусульманское воспитание и образование, должны хорошо знать каноны своей религии, отличать дозволенное от запретного, желательное от нежелательного. Долг родителей по отношении к детям заключен в предоставлении им должного воспитания, родители должны следить за своими детьми учить их и давать наставления. Дети в свою очередь должны относиться к родителям мягко, не грубить им, во всем слушать их, если их желания в отношении детей не противоречат Исламу. В Священной книги говорится:

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!» — не кричи на них и обращайся к ним почтительно.

Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком».». (Коран, сура 17, аяты 23-24)

Родители несут ответственность за своего новорожденного ребенка. Вот их основные обязанности:

В момент рождения ребенок должен сказать ему азан в правое ухо и икаму в левое.

Родители должны выбрать имя, отражающее красоту Бога, покорность Ему и восхваление его.

Мальчики должны быть как можно быстрее обрезаны.

Для родственников и друзей нужно сделать праздничное угощение в честь милостей Аллаха

Волосы ребенка надо обрить и раздать милостыню нуждающимся.

Ребенок нуждается в грудном вскармливании. Мать не должна отказаться от этого, так как по питательной ценности ничто не сравнимо с материнским молоком.

Особое место Ислам отводит матери, мать в Исламе занимает почетное местно, дети должны бережно и ласково относиться к матери, должны любить ее, так как мать дает жизнь, дает основу воспитания ребенка. Пророк Мухаммад(Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Рай находится под ногами ваших матерей»

Поэтому Ислам призывает мусульман относиться к матерям почтенно, проявлять доброту, заботу и ласку по отношению к ним. Категорически запрещается повышать голос на родителей. Дети должны обеспечивать своих родителей в старости, нельзя бросать престарелых родителей одних, так как родители тратили все свои силы, чтобы их дети росли в достатке и надежности.

Рождение ребенка в Исламе – это событие вызывающее огромную радость, при рождении в семье ребенка, согласно Сунне Пророка, необходимо заколоть животное, и накормить им бедняков и друзей, в знак благодарности Аллаху, при рождении мальчика, его необходимо обрезать в любое удобное время. Наилучшим питанием для ребенка считается грудное молоко.

Воспитание и обучение ребенка начинаются очень рано, цель воспитания ребенка заключена в том, чтобы ребенок вырос богобоязненным мусульманином, хорошо знающим Ислам. Родители должны подавать живой пример полному подчинению законам Аллаха, ребенку с ранних лет учат тому, что Бытие-это не только физический мир, который нас окружает, а еще и что-то вечное, недоступное нашему взору. Родители учат детей, что нет божества кроме Аллаха и что Мухаммад его раб и посланник, что есть Сатана, а также что существуют ангелы, постепенно, переходя в более сознательную жизнь ребенка учат как правильно совершать намаз, чтоб к совершеннолетию он сам мог становиться на намаз. Совершеннолетие в Исламе наступает с половой зрелости, и нету определенного возраста наступления совершеннолетия.

Расторжение брака в мусульманском праве

Развод — это разрыв взаимоотношений с женой, выраженный словесно, или письменно, или знаком.

Развод в Исламе порицаем, так как через него утрачиваются достоинства брака, распадается семья. Однако, учитывая то, что иногда развод неизбежен, так как брак причиняет страдания одному из супругов, либо по другой причине, Аллах проявил милость к рабам своим и разрешил развод, не связывая его с какими-либо наказаниями.

Если мужчина не любит жену и не может переносить супружеские отношения с ней, то ничего страшного не случится, если он даст ей развод. Однако при этом должны быть соблюдены следующие условия:

Нельзя заявлять о разводе сразу более одного раза.

Не говори: «Ты — разведена два раза», или: «Ты — разведена три раза», или: «Ты — разведена, ты — разведена, ты — разведена». Повторять трижды «Ты — разведена» запрещено в соответствии с хадисом Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал о ком-то, объявившем развод трижды:

«Разве можно играть Писанием Аллаха в то время, как я нахожусь среди вас». Один из присутствующих при этом спросил: «А не убить ли его, о Посланник Аллаха?»

Многие не знают предписаний, касающихся развода, и разводятся, когда им вздумается, не обращая внимания на то, когда и сколько раз это допустимо.

Раб божий должен придерживаться границ, установленных Аллахом, и не переходить их. Всевышний Аллах сказал:

«Кто переходит границы Аллаха, тот обидел самого себя».

(Сура «Развод», аят 1).

Он также сказал:

«А если кто переступает границы Аллаха, тот — неправедный».

(Сура «Корова», аят 229).

Причины для расторжения брака у мусульман:

— Неудовлетворительное материальное положение мужа.

— Вероотступничество одного из супругов

— Прелюбодеяние одного из супругов.

-Физические или психические недостатки одного из супругов, которые были скрыты перед вступлением в брак.

Одним из центральных институтов семейного права арабских стран выступает прекращение брака. Законодательство большинства из них допускает его по нескольким основаниям, важнейшими из которых являются развод по инициативе мужа, прекращение брака по взаимному согласию супругов или по решению суда.

— Талак — развод по инициативе мужа

-Хул’ или мубара’ах — расторжение брака по взаимному согласию

— Фасех — развод путем судебного решения об отделении мужа от жены

-Ли’ан — развод в случае измены

Развод по инициативе мужа (талак): расторжение законного брака мужем, его представителями или женой, которой муж поручил сделать это, используя слово талак. Не признается действительным, расторжение брака: если развод дается ребенком(несовершеннолетним), независимо от выполнения других условий; если развод дается человеком с психическими заболеваниями; если развод дается человеком находящемся в алкогольном опьянении, в состоянии злости или потери контроля над собой, в тусклом сознании или спящим; если развод дается под давлением.

Развод по обоюдному согласию (хул или мубара’ах) — происходит по инициативе жены.

Развод по решению суда (фасех) — такой вид развода, начал распространяться в наши дни в современном исламском обществе. Существует следующие основания для обращения в суд за разводом: разногласия между супругами; наличие каких-то физических или психических недостатков или дефектов у мужа; невозможность финансового содержания жены; отсутствие мужа без приемлемых оправданий; заключение мужа в тюрьму; вероотступничество одного из супругов

Ли’ан – данный вид развода применяется тогда, когда муж обвинил жену в супружеской измене. Для подтверждения измены необходимы показания четырех беспристрастных свидетелей, которые должны четко подтвердить, что данная женщина или мужчина в действительности совершили прелюбодеяние.

В случае смерти мужа, жена не может сразу вступить в брак с другим мужчиной, ей необходимо прождать определенный срок, который называется «идда», что составляет 4 месяца и 10 дней. Также в случае развода, жена должна ждать определенный срок, срок дается на размышление бывшим супругам, чтоб они могли переменить свое решение и помириться.

Законодательство отдельных арабских стран устанавливает особые правила, применяемые тогда, когда муж злоупотребляет правом на развод. В частности, предусматривается, что если муж развелся со своей женой без основательной причины и жена в результате этого оказывается в бедственном положении, суд вправе обязать мужа выплатить ей дополнительное возмещение, определяемое в зависимости от его материальных возможностей и степени злоупотребления. Но в любом случае оно не может превышать суммы расходов на ее содержание в течение года.

Наследование в мусульманском праве

В мусульманском праве существуют следующие принципы наследования:

-Наследование по закону.

-Наследование по завещанию.

Кораном четко закреплен порядок и перечень наследников, доли каждого из них в наследстве, и разные обстоятельства. Всего в Коране насчитывается около 35 стихов посвященных наследованию. Надо отметить, что наследование по завещанию признается, но оно носит второстепенное значение в наследовании, так как две трети из общего наследства все равно должно будет передано наследникам по закону.

По Исламу тело умершего человека предают земле, соблюдая определенные нормы и традиции Ислама. Расходы на похороны берутся из собственного имущества этого человека, которое у него осталось после смерти. Следом, в случае если у умершего были долги, возвращают долги людям, которым он был должен, выплата долга обязательна в Исламе. Далее, одну треть оставшегося имущества отдают человеку, которому усопший завещал имущество, две трети оставшегося имущества разделяют между оставшимися наследниками.

Имущество делится по следующим критериям:

-Брак

-Родство

-Ислам

Последнее объясняется тем, что имущество человека, у которого не было родственников переводиться в казну мусульман.

Если у умершего были сыновья, то наследство делится по равным долям на каждого, если же у него было две или более дочерей, то им достается две трети от всего имущества. Причем необходимо отметить, что зачатые, пока не рожденные, дети тоже признаются наследниками. В случае если у умершего были дети, жена получает одну восьмую часть наследства, но если умерший был без детей, то жена получит четверть наследства. Родители имеют право на получение фиксированной доли, равной одной шести наследства каждому, в случае если у умершего были дети. Если же наследодатель не имел других родственников и законных наследователей, то имущество делится между родителями в следующем порядке: одну треть получат мать умершего, а две трети получает отец. Если усопший имел братьев или сестер, то мать получит только одну шестую, вся остальная часть имущества передастся отцу, так как, считается что в дальнейшем отец лучшим образом распределит имущество между своими детьми.

Заключение

За многие столетия Ислам стал частью бытия миллионов людей в разных странах мира. Для них эта религия является образом мышления и действия, надеждой на справедливость в жизни земной и упование на награду в жизни иной.

Мусульманин верит, что все их поступки, мысли и слова открыты взору Божию. С приобретением главной цели – угождения Всевидящему и Всезнающему Богу, от которого невозможно скрыть даже самые потаенные мысли, в их жизни все меняется. Бог, Создатель и Устроитель Вселенной, неподвластен для осознания ограниченным разумом человека, и если бы не Его желание одарить человеческие существа знанием о Себе, внушать им любовь к Себе, и направлять их жизни на путь процветания и счастья, то людям так никогда и не удалось бы обрести спасительную веру в Него. Эта важная концепция ислама известна как «пророчество». Мусульмане полагают, что с самого начала существования человеческой мысли вседа появлялись провидцы. О многих из них известно из Библии. Большинство мусульман считают Адама первым посланником Бога и первым же устроителем святыни, предназначенной для богопочитания.

Верят мусульмане и в то, что земная жизнь не исчерпывает возможности человеческого бытия. Жизнь мусульманина начинается не с рождения, а в тот самый момент, когда Богу угодно будет сотворить живую душу. И оканчивается жизнь не тогда, когда придет смерть, а в тот миг, когда Бог решит эту душу растворить. Краткий период времени, проведенный мусульманином на Земле, не считается прожитым зря. Земная жизнь предлагает ему многочисленные уроки и испытания, выдержать которые ему нужно, для дальнейшего духовного развития. Чтобы пройти все испытания и искушения необходим духовный образец для подражания. Люди Откровения и посланники Бога своей жизнью являли людям тот образец, однако всегда находились недобросовестные последователи, искажавшие смысл их учений. Итак, подводя итоги, можно сказать, что брак и семейные отношения в Исламе можно изучать вечно, все это таит множество интересных фактов, институт семейных отношений в Исламе достаточно сложен в осмыслении, где то несет ярко выраженный патриархальный характер, но если заглянуть вглубь, он достаточно справедлив. Интересен и тот факт, что несмотря на жесткость и резкость мусульманского права, на сегодняшний день, число разводов в мусульманских семьях гораздо ниже, нежели в других.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *