Автоматический выпуск товаров

🙂

Скачать текст в WORD

Каждая эпоха обладает своими индивидуальными признаками, особенно-стями, делающие ее отличной от предыдущей, но при этом у каждой эпохи есть общий, основополагающий признак, который характеризует человечество – это стимул к развитию, именно этот интерес привел человечество к высоким технологиям.

XIX век – это век высоких технологий и инноваций, компьютеризации и Интернета. Век, в котором высокие технологи проникают в каждую сферу жизнедеятельности человека, стремясь упростить каждый процесс, свести все затраты, особенно временные, к минимуму.Такие высокие технологии дошли и до таможенной деятельности.

Автоматическое совершение таможенных операций – это одна из тем, которая в настоящее время наиболее актуальна и обсуждаема. Она востребована не только со стороны бизнес-сообщества, но и со стороны таможенных органов.

Если для бизнеса автоматическое совершение таможенных операций приводит к сокращению срока выпуска товаров, сроков регистрации деклараций и исключению полного контакта с должностными лицами, то для таможенных органов полная автоматизация процессов совершения таможенных операций позволяет высвободить людские ресурсы для контроля наиболее рисковых поставок.

Рисковые поставки – это те поставки, на которые необходимо обратить особо пристальное внимание. Это особенно актуально с учетом имеющейся штатной численности таможенных органов и увеличивающегося в последнее время товарооборота. 

В мае 2017 г. была принята новая Комплексная программа развития Фе-деральной таможеннойслужбыдо2020 г.,  активно обсуждавшаяся с участни-

ками внешнеэкономической деятельности. При разработке такой программы ориентация была направлена на положения нового таможенного кодекса Евразийского экономического союза а также на представителей отечественного бизнеса, входе чего онаполучила название «Десять шагов навстречу бизнесу».

Данная программа предполагает  коренное  реформирование информаци-онной системы таможенных органов и включает в себя три направления. Одним из которых является активное взаимодействие с бизнес-сообществом, по сред-ством внедрения полноценного  электронного  декларирования, усовершенство-вания таможенных мероприятий а также снижение издержек для бизнеса но без риска для государственного бюджета.

Вторым направлением является то, что в условиях постепенного перехода на цифровые технологии организация таможенного администрирования требу-ет изменения структуры таможенных органов и концентрации декларирования товаров в специализированных таможенных органах, работающих только с электронными документами – электронных таможнях и центрах электронного декларирования.

В этом случае на основании поданных документов через систему так называемого «Единого окна», решение будет приниматься компьютером по установленному алгоритму действий с учетом выявления риска.

Еще одним моментом программы является, предоставление возможности отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей с внесением средств на единый счет Федеральной Таможенной Службы.

Так, к 2020 г. планируется довести  показатель  автоматической регистра-ции безрисковых поставок до 99 %, а количество автоматически выпущенных деклараций до 80 %.

К 2021 г. планируется запустить автоматический выпуск в отношении 64 % всех поданных деклараций.

Непосредственно реализация автоматического принятия решения во мно-гом зависит от задач, стоящих перед таможенными органами.  В большинстве стран эти технологии внедряются, в первую очередь, в отношении экспорта то-варов, так как любое государство заинтересовано именно в развитии своей производственной базы и поддержке своего производителя. 

В настоящее время наиболее перспективным направлением развития таможенного администрирования является сокращение сроков совершения таможенных операций при декларировании и выпуске товаров и данная цель в первую очередь может быть достигнута с помощью технологии автома-тического выпуска

Впервые в России экспортная декларация,выпущенная в автоматическом режиме,была зафиксирована 19 июля 2015 г. на Стабнинском таможенном посту Смоленской таможни, тогда время от момента подачи до выпуска составило менее 2-х минут.

Данную технологию могли использовать только некоторые таможенные посты, которые были включены в пилотную программу по применению алгоритма использования данной технологии при экспорте. Из вошедших туда таможенных постов были и те, которые относятся к Сибирскому таможенному управлению (далее – СТУ): Алтайская, Красноярская, Новосибирская, Кеме-ровская, Хакасская, Томская, Омская и Иркутская таможни.

В СТУ первый автоматический выпуск 29 февраля 2016 г.осуществил Новосибирский таможенный пост, время составило 2 минуты 47 сек. А уже в декабре 2016 г. Саратовской  таможней был  осуществлен  первый автоматичес-кий выпуск импортной декларации. К январю 2018 г. выпущено 16 таких деклараций.

Это позволило очень существенно сократить время на осуществление таможенной операции. Затраты времени при автоматическом выпуске составля-ют не более 16 минут и в настоящее время по Саратовской таможне время на автоматический выпуск сократилось до 5 минут.

Технологии автоматической регистрации и автоматического выпуска товаров дают возможность  существенно  упростить  порядок  ведения внешне-экономической деятельности, сократить время осуществления таможенных формальностей, а также существенно ускорить товарооборот.

При автоматической регистрации и автоматическом выпуске товаров проводится анализ декларации на товары на соответствие заявленных в ней сведений с использованием различных  баз  данных и  сведений,  как сформиро-ванных самим таможенным органом, так и получаемых от других федеральных органов власти.

Именно автоматическая регистрация электронной декларации является первым шагом к автоматическому выпуску товаров.

Основными предпосылками  совершенствования  таможенного  регулиро-вания в форме внедрения автоматического выпуска являются:

–развитие информационных технологий – в настоящее время они позво-ляют упростить таможенные формальности и сократить время на совершение выпуска;

–вступление во Всемирную таможенную организацию и присоединение к Киотской конвенции, вследствие чего Российская Федерация обязана упрощать таможенные процедуры;

–рост объемов внешней торговли;

– рост объемов информации и ограниченность кадровых ресурсов.

Необходимо отметить, что аналитики считают еще одной важной предпосылкой низкий рейтинг «DoingBusiness». DoingBusiness – это журнал, выпускаемый Международным банком реконструкции и развития и Всемирным банком.

В нем ведется рейтинг стран, где проще всего вести бизнес, где более упрощенно работают институты, в том числе таможенные, и Россия на данный момент занимает в нем 92 место из 189, при этом уступая таким странам как Грузия, Литва, Эстония, Кыргызстан.Этот рейтинг был взят в качестве ориентира для вхождения Российской Федерации в 20 наиболее благоприятных стран мира к 2018 г.

В 2012 г. начался процесс реализации посредством принятия:

–распоряжения Правительства «О плане мероприятий («дорожной карте») «Совершенствование таможенного администрирования» [12];

–распоряжения Правительства «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 г.» [13];

–распоряжения Правительства «О реализации мероприятий «Совер-шенствование таможенного администрирования» и «Стратегии развития тамо-женной службы РФ».

Под автоматическим выпуском следует понимать технологию, позволя-ющую взаимодействовать декларанту с таможенным органомв электронной форме по осуществлению выпуска товаров без участия должностных лиц таможенных органов. Данный процесс широко применяется в Европейских странах, в США составляет 61 % от выпуска.

Для этого был проведен ряд мероприятий, направленных на разработку, внедрение и развитие данной технологии. Одним из них являлась разработка системы межведомственного электронного декларирования (далее – СМЭВ), представляющей собой информационную систему, способствующую обмену данными органами государственной власти, банками и другими участниками СМЭВ, требующимися для оказания услуг гражданам и организациям в электронном виде посредством системы Интернет.

С целью сотрудничества таможенных органов с участниками внешнеэко-номической деятельности последними используется личный  кабинет, позволя-ющий запрашивать, получать и хранить необходимую информацию у таможен-ного органа, а также  предоставляющий  возможность  подачи  декларации, чтоделает процесс таможенного оформления более комфортным.

Передовые информационные технологии способны значительно облег-чить совершение таможенных операций, снизить связанные с ними издержки как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для таможенных органов.

В Российской Федерации для автоматического выпуска необходим ряд условий:

– участник Внешнеэкономической деятельности (далее участник ВЭД) должен находиться в определенной базеданных, так называемом «зеленом сек-

торе», который формируется таможенными органами;

– сведения в электронной декларации на товары и в предоставленных документах должны совпадать;

–должны отсутствоватькакие-либо тарифные ограничения;

– обязательно наличие  реквизитов подписей, печатей в копии и их совпа-дение с оригиналом.

Одной из существенных особенностей данной технологии является ис-пользование в программных средствах специального алгоритма действий, направленных на проверку сведений, заявленных в декларации и прилагаемых к ней документах, требованиям, предъявляемым к данной технологии:

– декларация поступает на сервер таможенного органа и в первуюоче-редь проверяется возможность применения автоматического выпуска соответ-ствием участника ВЭД ранее перечисленным условиям;

–декларация заверяется подписью, проверяется список уплаченных пла-тежей;

–декларация проверяется на риски. Если риски выявляются, она выдает-ся инспектору. Если риски не выявлены, программа автоматически запрашива-ет документы, содержащиеся в описи, и ждет ответа;

– программа сверяет сведения в декларации со сведениями в предос-тавленных документах;

–программа запрашивает базу банка по паспортам сделки;

–осуществляется списание платежей;

–осуществляется выпуск.

В свою очередь это приводит к тому, что:

– отбрасывается возможность возникновения ошибок по вине человека;

– существенно уменьшается время проверки документов и сведений, а также принятия решения о выпуске;

– появляется возможность должностным лицам уделять особое внимание поставкам с выявленным уровнем риска, в отношении которых требуется дополнительная проверка документов на бумажных носителях;

–позволяет придерживаться установленных сроков на совершение тамо-женных операций.

Необходимо отметить, что в данном направлении есть ряд недостатков, а именно:

– технические (стоит доработать программу «Инспектор ОТО» и другие инспекторские программы (Мониторинг-анализ, Морской п/п));

– правовые (необходимо внесение изменений в нынешнее законода-тельство, убрать ответственность инспектора за принятое решение, т.к. выпуск осуществляется автоматически и инспектор не принимает никакого решения. В случае каких-либо нарушений, из системы (сервера) таможенные органы могут взять все данные и отследить, где именно и от кого пошла ложная информация);

– технологические (внедрение самого процесса автоматического выпуска, исправление ошибок, доработка).

Соответственно,основной акцент автоматического выпускаделается на системе управления рисками(далее –СУР) и контроле после выпуска.

Технология автоматического выпуска приводит к следующим правовым последствиям, имеющим как положительный, так и отрицательный оттенок:

–исключение субъективных и коррупционных факторов;

– изменение психологического восприятия прохождения таможенных формальностей;

–усиление контроля после выпуска;

–усиление валютного и налогового контроля.

Еще одним из неблагоприятных последствий может стать решение кадро-вых вопросов. С одной стороны, это значительное сокращение кадров в тамо-женных органах. Такая тенденция отчетливо заметна в настоящее время. Цен-тры электронного декларирования приведут к высвобождению специалистов по таможенным операциям, работающих у таможенных представителей.

С другой стороны,  необходимо  осуществлять  соответствующую подго-товку, переподготовку кадров, готовых к выполнению новых задач, что потре-бует определенных временных и материальных затрат со стороны государ-ственного финансирования.

Как показывает практика, таможенная служба нуждается в ИТ-специалистах трех видов: это, прежде всего, сотрудники отделов информаци-онной безопасности и технической защиты информации, а также сотрудники отделов эксплуатации функциональных подсистем и информационного обеспе-чения. Третий вид специалистов – системные аналитики и постановщики задач для научно-обоснованных решений по автоматизации таможенных процессов и их реинжинирингу.

Кроме того, автоматизация всех операций без участия должностных лиц таможенных органов как ключевая цель развития цифровых технологий в таможенной системе потребует укрепление материально-технической базы, донастройку информационной системы к новым параметрам, что также связано со значительным расходованием бюджетных средств.

Серьёзной проблемой остается информационная безопасность, требова-ния к которой резко повышаются в связи с активным использованием цифро-вых технологий. Возрастает зависимость от технического оснащения таможен-ных органов, качественной работы Единой автоматизированной информацион-ной системы (далее – ЕАИС) и других информационных ресурсов.

Программное обеспечение для выполнения задач по реализации стопроцентного декларирования в электронной форме должно функциони-ровать на высочайшем уровне, информационная система – надежно работать.

И в этом сегменте присутствуют риски, связанные с зависимостью состояния материально-технической базы таможенных органов от импортного программного оборудования, которое состоит из отечественных прикладных программ, размещенных на платформе импортного производства.

На основании вышеизложенного следует, что внедренные технологии автоматического принятия решений является самыми перспективными с точки зрения развития таможенного администрирования. Они позволяют значительно сократить сроки общего времени нахождения декларации на контроле тамо-женных органов а также,  позволяют  избежать  финансовых  издержек участни-ков ВЭД.

Так, автоматическая регистрация электронной декларации занимает от нескольких секунд до 1-ой минуты, а средний срок автоматического выпуска происходит в течении нескольких минут. Однако, их внедрение и использование порождает целый ряд правовых и иных последствий, включающих в себя кадровые изменения, усиление валютного и налогового контроля, а также введение дополнительных мер информационной безопасности.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *