ООО «ТИС» создано с целью получения прибыли и осуществляет оптовую и розничную торговлю.
В таблице 3 рассмотрим критерии ООО «ТИС» как субъекта малого предпринимательства.
Таблица 3 Критерии ООО «ТИС» как субъекта малого предпринимательства
Критерий | Значение |
Вид деятельности | Оптовая и розничная торговля |
Форма организации | Общество с ограниченной ответственностью (ООО) |
По предельному значению выручки и численности | Малое предприятие |
По форме собственности | Частное предприятие |
Режим налогообложения | Общий режим налогообложения |
Взаимодействие ООО «ТИС» с государственными органами начинается с процесса регистрации.
При государственной регистрации ООО «ТИС» в регистрирующий орган представляло:
— решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии).
При регистрации фирм налоговики не вправе теперь требовать договоры аренды, приказы о назначении директора и главного бухгалтера, информационные письма о присвоении кодов статистики и др. Об этом сказано в Письме МНС России от 6 октября 2003 г . № ФС-6-09/1035.
В налоговую инспекцию подается заявление по форме № Р11001.
Обращаться во внебюджетные фонды ООО «ТИС» не нужно. Теперь это должны делают сами налоговики. В течение пяти дней они обязаны связаться с чиновниками из отделений Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования и с местным Управлением Госкомстата.
Присвоив фирме или предпринимателю регистрационные реквизиты, фонды сообщат их в налоговую инспекцию. заказные письма, подтверждающие постановку на учет. При этом не имеет значения, когда уведомительные письма дойдут до адресата. Чтобы начать работать, достаточно свидетельства, выданного ИМНС.
Все данные о ООО «ТИС», полученные из фондов, инспекторы вносят в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Для открытия счета для деятельности ООО «ТИС» в учреждение банка представляются:
-заявление на открытие счета, подписанное предпринимателем;
— документ о государственной регистрации предпринимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
— свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
-карточка с образцом подписи предпринимателя, заверенной нотариально.
Банки открывают счета только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Организация и ведение бухгалтерского учета в ООО «ТИС» ведется в соответствии с Федеральным законодательством и «Положениями по бухгалтерскому учету».
Бухгалтерская отчетность ООО «ТИС» состоит из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Она представляется ежеквартально и за год в целом.
ООО «ТИС» находится на общем режиме налогообложения и в соответствие с этим является плательщиком следующих налогов:
— налога на прибыль организации;
— налога на добавленную стоимость;
— налог на доходы физических лиц;
-перечисляет страховые взносы в ПФР, ФСС, ФФОМС.
Рассмотрим динамику начисления налогов и обязательных страховых взносов в таблице 4.
Таблица 4 Динамика налогов и сборов начисленных в ООО «ТИС»
Вид платежа | Начислено, руб. | Темп изменения, % | ||||
2015г. | 2016г. | 2017г. | 2016 к 2015 | 2017 к 2016 | 2017 к 2015 | |
Налог на прибыль организаций | 401 038 | 403 764,96 | 556 868 | 100,68 | 137,92 | 119,30 |
Налог на добавленную стоимость | 88 710 | 94 740 | 196 235 | 106,80 | 207,13 | 156,96 |
Налог на доходы физических лиц | 340 806 | 411 689 | 438 924 | 120,80 | 106,62 | 113,71 |
Обязательные страховые взносы, в том числе: | 665 272 | 675 405,1 | 714 791,5 | 101,52 | 105,83 | 103,68 |
ФСС | 70 376 | 74 323 | 67 915 | 105,61 | 91,38 | 98,49 |
ПФР | 480 486 | 484 980 | 567 896 | 100,94 | 117,10 | 109,02 |
ФФОМС | 112 407 | 116 102 | 79 980 | 103,29 | 68,89 | 86,09 |
Итого | 1 495 826 | 1 585 599 | 1 906 819 | 106,00 | 120,26 | 113,13 |
Как показывают данные таблицы 3, за период исследования с 2015 по 2017 гг. величина начисленных налоговых обязательств организации возросла на 13,3 тыс. руб. и составила в 2017 году 1 907 тыс. руб. против 1 495 тыс. руб. в 2015 году, при этом в динамике налоговых обязательств организации наблюдается стабильная тенденция увеличения.
ООО «ТИС» регулярно подвергается проверкам как плановым так и внеплановым. В 2018 году в ООО «ТИС» проводилось 4 проверки, из них 2 плановыз и 2 внеплановых. Срок 1 проверки достигал 20 дней. Проведение столь множественного числа проверок тормозит нормальную деятельность ООО «ТИС», много времени отнимается от коммерческой деятельности у руководителя и главного бухгалтера, многие коммерческие вопросы откладываются из за проверок, хотя с 2016 года (согласно ФЗ-246-ФЗ от 13.07.2015г.) для малого бизнеса действует трехлетний мораторий на плановые проверки.
Одним из существенных факторов, которые сдерживают развитие малого и среднего бизнеса является отсутствие цивилизованного и понятного электронного документооборота.
ООО «ТИС» приходится сдавать большое количество отчетности, равно как и взаимодействие между юридическими лицами должно проходить через документарные операции, которые существенно усложняют процесс ведения бизнеса.
Среди основных проблем можно назвать неотработанную практику предоставления электронных документов ООО «ТИС» в ИФНС. Сложности в выставлении юридически значимого электронного счета-фактуры, главная из которых заключается в том, что документ должен точно соответствовать утвержденному xml-формату.
Кроме этого, существуют проблемы в выставлении времени счет-факторы, так как в электронном документообороте датой считается дата получения счета-фактуры контрагентом. ФЗ «Об электронной цифровой подписи» создает достаточно сложные границы для применения ЭЦП, поэтому пользуются этим инструментом только менее 10% предприятий.
Второй закон, который сдерживает развитие малого и среднего бизнеса – это невозможность электронных расчетов между бизнесом. Электронные платежные системы развитых стран позволяют юридическим лицам делать закупки через электронные b2b-площадки.
На сегодняшний день существует несколько разновидностей оказания государственной помощи предпринимателям малого и среднего бизнеса[35, с. 16]:
— финансовая поддержка – помощь в денежном выражении;
— имущественная поддержка – вид помощи, который заключается в предоставлении прав на пользование государственным имуществом (земельные участки, строения и др.);
— информационная поддержка – поддержка в виде организации как федеральных так и региональных информационных систем;
— консультационная поддержка – предоставление обучающих курсов, которые помогают организовать, построить, и продвинуть бизнес, найти актуальные направления его развития;
— поддержка в сфере подготовки специалистов – разработка и внедрение программ, для подготовки ценных сотрудников малого бизнеса. Государство оказывает финансовую поддержку малому бизнесу в виде субсидий в соответствии с Указом Правительства Российской Федерации №316.
Программы субсидий включают:
— субсидии для начинающих предпринимателей;
— субсидии на возмещение части затрат по лизинговым платежам;
— субсидии на возмещение процентов по кредиту;
— субсидии для участников выставок.
Как и для всех торговых компаний для ООО «ТИС» важно совершенствовать коммерческую деятельность за счет увеличения объемов продаж. В ООО «ТИС» отсутствует собственная техника в связи с чем возникают трудности с перевозкой товаров, а так же ООО «ТИС» планирует расширить оборот розничной торговли за счет продаж товаров хозяйственно-бытового назначения, товаров народного потребления из автофургона.
С этой целью в январе 2019г. ООО «ТИС» обратилось в Мэрию г. Новосибирска с просьбой об оказании государственной поддержке в форме субсидирование части затрат по договорам лизинга.
ООО «ТИС» заключила договор лизинга с компанией ОАО «Новосибисркий авторемонтный завод» на приобретение автофургона для розничной торговли «ГАЗ ГАЗель Next, 2016» стоимостью 1 500 000 рублей.
В соответствии с Постановлением Правительства Новосибирской области от 31.01.2017г. № 14-п «Об утверждении государственной программы новосибирской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в новосибирской области на 2017 — 2022 годы» на реализацию мероприятия в 2017 году запланировано 14 000,0 тыс. руб. – из областного бюджета Новосибирской области; фактически профинансировано 10 593,2 тыс. рублей – из областного бюджета Новосибирской области .
ООО «ТИС» в соответствии с данной программой предоставила следующие документы
1) заявка на оказание финансовой поддержки;
2) копия расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС РФ) за год, предшествующий году оказания финансовой поддержки, с отметкой Фонда социального страхования, заверенная заявителем;
3) копии документов по финансово-хозяйственной деятельности СМиСП, заверенные заявителем:
— бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.
4) копия (копии) договора (договоров) лизинга с приложением информации по ежемесячным лизинговым платежам, за исключением части лизинговых платежей на покрытие дохода лизингодателя, и документ, подтверждающий стоимость предмета лизинга, заверенные заявителем, с сопроводительным письмом о назначении приобретаемых по лизингу основных средств;
5) копии платежных документов, подтверждающих уплату платежей по договору (договорам) лизинга, заверенные заявителем;
6) раздел 2 Акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@ «Об утверждении формы Акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам», в полном объеме по всем уплаченным налогам в федеральный бюджет, консолидированный бюджет Новосибирской области, во внебюджетные фонды за год, предшествующий году оказания финансовой поддержки, с отметкой налогового органа — для СМиСП, зарегистрированных ранее года оказания финансовой поддержки;
7) таблицы экономических показателей деятельности СМиСП в зависимости от применяемой системы налогообложения
8) справка-подтверждение основного вида экономической деятельности (приложение N 2 к Порядку подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55) за последний финансовый год, подписанная заявителем;
9) копия паспорта гражданина Российской Федерации, заверенная заявителем, — для индивидуальных предпринимателей;
10) копия документа, подтверждающего дату производства предмета лизинга, заверенная заявителем;
11) форма сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (форма по КНД 1110018, утвержденная приказом Федеральной налоговой службы от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@)
12) заявление о соответствии вновь созданного юридического лица и вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя (в соответствии с отметкой в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства) условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», по утвержденной форме; 13) копии экспортных контрактов, заключенных заявителем не ранее 1 января года, предшествующего году оказания финансовой поддержки, заверенных заявителем (при наличии).