Анализ современных тенденций апелляционного обжалования решений налоговых органов в Российской Федерации

🙂

Скачать текст в WORD

Итак, в Российской Федерации институт апелляционного обжалования решений налоговых органов, весь институт досудебного урегулирования налоговых споров – очень молодой институт, поэтому особый интерес представляет исследование основных тенденций его развития.

В таблице 2 представлена динамика основных показателей досудебного урегулирования налоговых споров в Российской Федерации за 2015 – 2018 гг.

Таблица 2

Динамика основных показателей досудебного урегулирования налоговых споров в Российской Федерации за 2015 – 2018 гг.[1]

ПоказательНа 01.01. 2016 г.На 01.01. 2017 г.На 01.01. 2018 г.На 01.01. 2019 г.Изменение 2018 / 2015 гг.
абсолютноетемп роста, %
Поступило жалоб, ед.45272507144556738094-717884,14
Удовлетворено жалоб в отчетном периоде, ед.12 75311 980111648914-383969,90
Удельный вес количества удовлетворенных жалоб, %33,93433,729,9-4,0
Удельный вес сумм удовлетворенных требований налогоплательщиков, %9,34,616,211,52,2

Из данных таблицы следует, что в 2016 г. количество поступивших жалоб по налоговым спорам в ФНС увеличилось, а с 2017 г. снижалось (рисунок). Общее снижение за период с 2015 по 2018 гг. составило 15,86% или 7178 ед.

Рисунок — Динамика количества поступивших в налоговые органы жалоб в Российской Федерации за 2015 – 2018 гг.

Налоговые органы связывают это с эффективной работой по урегулированию споров в досудебном порядке, а также развитием института досудебного урегулирования налоговых споров. Это также стало возможным благодаря выработке налоговыми органами единых правоприменительных подходов, изменивших порядок администрирования налогоплательщиков, учету судебной практики при проведении мероприятий налогового контроля, а также доведению правовых позиций при рассмотрении жалоб до налогоплательщиков через размещенные на сайте ФНС России on-line сервисы и средства массовой информации.

Количество удовлетворенных жалоб снижается ежегодно (рисунок). Общее снижение составило 30,1% или 3839 ед.

Рисунок — Динамика количества удовлетворенных налоговыми органами жалоб в Российской Федерации за 2015 – 2018 гг.

Удельный вес количества удовлетворенных жалоб, соответственно, тоже снижается, за анализируемый период он уменьшился на 4%.

А вот удельный вес сумм удовлетворенных требований налогоплательщиков не имеет постоянной динамики (рисунок), в 2016 г. он снизился. В 2017 г. – вырос, а в 2018 г. – снова снизился.

Рисунок — Динамика удельного веса сумм удовлетворенных требований налогоплательщиков в Российской Федерации за 2015 – 2018 гг.

Одновременно ввиду повышения качества досудебного урегулирования споров снизилось количество обращений заявителей в суды после их досудебного рассмотрения в вышестоящих налоговых органах (рисунок). Так, в 2018 году количество вынесенных судами 1 инстанции решений по заявлениям (искам) налогоплательщиков по налоговым спорам, прошедшим досудебное урегулирование, уменьшилось на 8,5% по сравнению с 2017 годом.

Рисунок – Динамика количества судебных дел, в рамках которых обжаловались результаты мероприятий налогового контроля в Российской Федерации за 2015 – 2018 гг.[2]

Сохранение положительной тенденции сокращения числа споров в 2018 году стало возможным благодаря выработке налоговыми органами единых правоприменительных подходов, изменивших порядок администрирования налогоплательщиков, учету судебной практики при проведении мероприятий налогового контроля, а также доведению правовых позиций при рассмотрении жалоб до налогоплательщиков через размещенные на сайте ФНС России on-line сервисы и средства массовой информации.

Служба на постоянной основе осуществляет наполнение контента размещенного на сайте ФНС России интернет-сервиса «Решения по жалобам», предоставляющего возможность просмотра в свободном доступе наиболее значимых решений, вынесенных по результатам рассмотрения налоговыми органами жалоб (обращений) налогоплательщиков на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц. Таким образом, в российской Федерации порядок апелляционного обжалования установлен действующим налоговым законодательством, а налоговыми органами ведется постоянная работа по совершенствованию процедуры досудебного урегулирования налоговых споров. Наблюдается, как снижение количества поступающих в налоговые органы жалоб на решения налоговых органов по результатам налоговых проверок, так и количество судебных дел по данным спорам, что свидетельствует о повышении качества досудебного урегулирования налоговых споров.


[1] Эффективность работы ФНС России / Официальный сайт ФНС России // https://www.nalog.ru.

[2] Эффективность работы ФНС России / Официальный сайт ФНС России // https://www.nalog.ru.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *