Итак, в Российской Федерации институт апелляционного обжалования решений налоговых органов, весь институт досудебного урегулирования налоговых споров – очень молодой институт, поэтому особый интерес представляет исследование основных тенденций его развития.
В таблице 2 представлена динамика основных показателей досудебного урегулирования налоговых споров в Российской Федерации за 2015 – 2018 гг.
Таблица 2
Динамика основных показателей досудебного урегулирования налоговых споров в Российской Федерации за 2015 – 2018 гг.[1]
Показатель | На 01.01. 2016 г. | На 01.01. 2017 г. | На 01.01. 2018 г. | На 01.01. 2019 г. | Изменение 2018 / 2015 гг. | |
абсолютное | темп роста, % | |||||
Поступило жалоб, ед. | 45272 | 50714 | 45567 | 38094 | -7178 | 84,14 |
Удовлетворено жалоб в отчетном периоде, ед. | 12 753 | 11 980 | 11164 | 8914 | -3839 | 69,90 |
Удельный вес количества удовлетворенных жалоб, % | 33,9 | 34 | 33,7 | 29,9 | -4,0 | — |
Удельный вес сумм удовлетворенных требований налогоплательщиков, % | 9,3 | 4,6 | 16,2 | 11,5 | 2,2 | — |
Из данных таблицы следует, что в 2016 г. количество поступивших жалоб по налоговым спорам в ФНС увеличилось, а с 2017 г. снижалось (рисунок). Общее снижение за период с 2015 по 2018 гг. составило 15,86% или 7178 ед.
Рисунок — Динамика количества поступивших в налоговые органы жалоб в Российской Федерации за 2015 – 2018 гг.
Налоговые органы связывают это с эффективной работой по урегулированию споров в досудебном порядке, а также развитием института досудебного урегулирования налоговых споров. Это также стало возможным благодаря выработке налоговыми органами единых правоприменительных подходов, изменивших порядок администрирования налогоплательщиков, учету судебной практики при проведении мероприятий налогового контроля, а также доведению правовых позиций при рассмотрении жалоб до налогоплательщиков через размещенные на сайте ФНС России on-line сервисы и средства массовой информации.
Количество удовлетворенных жалоб снижается ежегодно (рисунок). Общее снижение составило 30,1% или 3839 ед.
Рисунок — Динамика количества удовлетворенных налоговыми органами жалоб в Российской Федерации за 2015 – 2018 гг.
Удельный вес количества удовлетворенных жалоб, соответственно, тоже снижается, за анализируемый период он уменьшился на 4%.
А вот удельный вес сумм удовлетворенных требований налогоплательщиков не имеет постоянной динамики (рисунок), в 2016 г. он снизился. В 2017 г. – вырос, а в 2018 г. – снова снизился.
Рисунок — Динамика удельного веса сумм удовлетворенных требований налогоплательщиков в Российской Федерации за 2015 – 2018 гг.
Одновременно ввиду повышения качества досудебного урегулирования споров снизилось количество обращений заявителей в суды после их досудебного рассмотрения в вышестоящих налоговых органах (рисунок). Так, в 2018 году количество вынесенных судами 1 инстанции решений по заявлениям (искам) налогоплательщиков по налоговым спорам, прошедшим досудебное урегулирование, уменьшилось на 8,5% по сравнению с 2017 годом.
Рисунок – Динамика количества судебных дел, в рамках которых обжаловались результаты мероприятий налогового контроля в Российской Федерации за 2015 – 2018 гг.[2]
Сохранение положительной тенденции сокращения числа споров в 2018 году стало возможным благодаря выработке налоговыми органами единых правоприменительных подходов, изменивших порядок администрирования налогоплательщиков, учету судебной практики при проведении мероприятий налогового контроля, а также доведению правовых позиций при рассмотрении жалоб до налогоплательщиков через размещенные на сайте ФНС России on-line сервисы и средства массовой информации.
Служба на постоянной основе осуществляет наполнение контента размещенного на сайте ФНС России интернет-сервиса «Решения по жалобам», предоставляющего возможность просмотра в свободном доступе наиболее значимых решений, вынесенных по результатам рассмотрения налоговыми органами жалоб (обращений) налогоплательщиков на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц. Таким образом, в российской Федерации порядок апелляционного обжалования установлен действующим налоговым законодательством, а налоговыми органами ведется постоянная работа по совершенствованию процедуры досудебного урегулирования налоговых споров. Наблюдается, как снижение количества поступающих в налоговые органы жалоб на решения налоговых органов по результатам налоговых проверок, так и количество судебных дел по данным спорам, что свидетельствует о повышении качества досудебного урегулирования налоговых споров.
[1] Эффективность работы ФНС России / Официальный сайт ФНС России // https://www.nalog.ru.
[2] Эффективность работы ФНС России / Официальный сайт ФНС России // https://www.nalog.ru.