Анализ обучения персонала в ООО «КРиСТ»

Анализ системы обучения персонала ООО «КРиСТ» проведен методами опроса и анкетирования (анкета представлена в Приложении 1). Суть опроса заключается в экспертных оценках инспектора по кадрам ООО «КРиСТ», в функциональные обязанности которого входит организация процесса обучения персонала организации. Анкетирование проведено по всем работникам ООО «КРиСТ» различных категорий, которые в ходе деятельности проходили внутриорганизационное обучение.

Основные программы обучения персонала ООО «КРиСТ» внутри организации связаны с повышением навыков управленческого персонала и водителей, т.к. от эффективности их труда напрямую зависят результаты деятельности организации. За 2016-2018 гг. руководители и работники ООО «КРиСТ» прошли обучение по программам, представленным в табл. 14.

Таблица 14. Программы обучения персонала ООО «КРиСТ» за 2016 – 2018 гг.

Наименование должности работника, прошедшего обучение Численность обученных, чел. Наименование программ обучения Год обучения
Директор 1 Программа «MINI-MBA Professional», семинар «Управление бизнесом» 2018
Заместитель директора 1 Семинар «Достижение Максимума», программа подготовки руководителей «Startklar» 2017
Коммерческий директор 1 «Комплексная программа обучения руководителей №2 (Транспортная компания)», MINI-MBA Professional Специализация «Управление транспортными сетями» 2017
Главный бухгалтер 1 Аттестат «Профессиональный бухгалтер», программа повышения квалификации «Главный бухгалтер» 2016
Дополнительное обучение водителей 21 Повышение категории управления транспортом 2017

(Таблица составлена автором)

Следует отметить, что организация обучения в ООО «КРиСТ» проводилась в течение 2016-2018 гг. При этом, используются различные доступные тренинги, преимущественно, для руководителей и, обучение вождению отдельных видов транспорта для водителей.

Расходы по отдельным программам обучения с учетом их стоимости, покрытой за счет средств ООО «КРиСТ», приведены в табл. 15.

Таблица 15. Расходы на внутриорганизационное обучение в ООО «КРиСТ»

Наименование программы Стоимость обучения, руб. Удельный вес стоимости в общих расходах на обучение, % Должность обученного работника
Программа «MINI-MBA Professional» 79 900 17,17 Директор
Семинар «Управление бизнесом» 5 160 1,11
Семинар «Достижение Максимума» 6 864 1,48 Заместитель директора
Программа подготовки руководителей «Startklar» 42 500 9,14
«Комплексная программа обучения руководителей №2 (Транспортная компания)» 29 045 6,24 Коммерческий директор
MINI-MBA Professional Специализация «Управление транспортными сетями» 99 000 21,28
Аттестат «Профессиональный бухгалтер» 29 000 6,23 Главный бухгалтер
Программа повышения квалификации «Главный бухгалтер» 8 500 1,83
Автошкола 165250 35,51 Водители
Итого 465 219 100,00

(Таблица составлена автором)

Приведенные в таблице 15 данные показывают, что основная сумма расходов организации на обучение своих персонала связана с подготовкой управляющего персонала, водителей. По последней категории существенность расходов связана с численностью обученных персонала в размере 21 чел.

Таким образом, динамика расходов на рассматриваемое обучение персонала ООО «КРиСТ» составила в 2017 г. сумму 263 574 руб., а в 2018 г. – 201 645 руб., что на 23,5 % меньше, чем в предыдущем году.

Важнейшей характеристикой программ являются компетенции, полученные работниками по результатам прохождения обучения. Данные компетенции связаны непосредственно с качеством подготовки персонала.

Перечень и удельный вес данных компетенций по результатам опроса инспектора по кадрам ООО «КРиСТ» и непосредственно обучающихся приведен на рис. 4

Рис. 4. Приобретенные компетенции в ходе дополнительного обучения персонала ООО «КРиСТ»

Исходя из проведенного анализа, структура компетенций по группам персонала ООО «КРиСТ» неоднородна. В ходе обучения основной удельный вес приходится на формирование профессиональных компетенций, коммуникативных навыков – для всех категорий обученных персонала, а также планирование труда и умение решать рабочие проблемы – у руководителей.

Следует отметить, что формирование компетенций лидерства, самостоятельности, умению работать в команде, а также готовность к изменениям, произведено не в достаточной мере, т.к. планы программ обучения персонала ООО «КРиСТ» в отдельных случаях не предусматривали формирование таких компетенций.

Важной характеристикой эффективности дополнительного обучения в организации является длительность программ. Таких программ всего в ООО «КРиСТ» пройдено 11. Данные ранжированной длительности обучения представлены в табл. 16.

Таблица 16. Продолжительность программ обучения персонала ООО «КРиСТ»

Длительность программ обучения персонала Удельный вес программ обучения по группам персонала
Руководители Водители
до 15 часов 36,4 0,0
16-30 часов 27,3 0,0
30-50 часов 18,2 100,0
50-249 часов 9,1 0,0
свыше 250 часов 9,1 0,0
Итого 100,0 100,0

(Таблица составлена автором)

Приведенные в таблице 16 данные показывают, что водители прошли программу обучения, длительность которой составила усреднено 50 часов. Время прохождения обучения руководителями ООО «КРиСТ» составляет, в основном, до 15 часов, а также 16-30 часов, преимуществом обучения персонала ООО «КРиСТ» является наличие длительных программ обучения – от 50 часов.

Распространение программ ООО «КРиСТ» незначительной продолжительности имеет две причины. Во-первых, для значительной части программ дополнительного обучения такая продолжительность в определенной мере является достаточной. Во-вторых, как показали результаты опроса, краткосрочные программы используются ООО «КРиСТ» как один из инструментов повышения уровня управления.

Важной характеристикой обучения персонала организации является степень специфичности формируемых компетенций. По ООО «КРиСТ» данная система приведена в табл. 17.

Таблица 17. Специфика формируемых компетенций в процессе обучения персонала ООО «КРиСТ»

Возможность использования полученных компетенций в ходе обучения Удельный вес числа опрошенных по группам персонала
Руководители Водители
Только в данной организации 10,9 0,0
В организациях аналогичного вида деятельности 12,5 0,0
В любых организациях 76,6 100,0
Итого 100,0 100,0

(Таблица составлена автором)

В таблице 17 определено, что программы обучения могут быть применены специалистами во всех организациях, по их мнению. У руководителей ООО «КРиСТ» удельный вес по распространенности применения компетенций ниже. Это объясняется спецификой формирования программ обучения в транспортной компании.

Важную роль в оценке результатов обучения персонала ООО «КРиСТ» играют мотивы персонала, особенно, в условиях деятельности российских организаций (табл. 18).

Таблица 18.  Мотивы обучения персонала ООО «КРиСТ»

Значение для работника Востребованность полученных компетенций 
только в данной организации в организациях аналогичного устройства и вида деятельности в любых организациях
Мотив – сохранение рабочего места 
Низкое 14 18 31
Среднее 31 24 12
Высокое 55 58 57
Итого 100 100 100
Мотив – повышение конкурентоспособности на рынке труда
Низкое 21 18 15
Среднее 36 35 26
Высокое 43 47 59
Итого 100 100 100

(Таблица составлена автором)

Проведенное исследование позволило определить, что мотив сохранения рабочего места свойственен работникам ООО «КРиСТ», которые получают специализированную подготовку, например, Водитель межгородского направления. При этом, значение мотива конкурентоспособности на рынке труда повышается по мере наличия общих программ обучения персонала, например, водителей в целом, Главного бухгалтера.

Мотивационных факторов на обучение персонала может быть множество, однако, важным элементом для работодателя является сохранение объема трудовых ресурсов, на которые произведены затраты на обучение. Следует отметить, что в ООО «КРиСТ» вложения в человеческие ресурсы и их развитие осуществляется преимущество на уровне административно-управленческого аппарата.

С одной стороны, развитие управленческих навыков руководителей способствует повышению эффективности функционирования данных структурных подразделений как центров ответственности.

С другой стороны, в ходе такой политики обучения персонала не производится охват кадров, имеющих преимущественное значение для повышения эффективности деятельности организации, а именно водителей. В данном случае, главным образом, водителей за 2016-2018 гг. обучено 21 чел. из общей численности, для которых актуальна подготовка и переподготовка. Так же имеет место быть переподготовка технических специалистов (автослесарей, мастеров)

Проблемы управления персоналом в ООО «КРиСТ» и мероприятия по их решению обобщены в табл. 19.

Таблица 19. Проблемы обучения и управления персоналом ООО «КРиСТ» и мероприятия по их решению

Проблема Решение Результат реализации
Отсутствие системы и комплексности в обучении персонала организации Сочетание программы обучения, форм и методов обучения Повышение уровня квалификации кадров, производительности труда, эффективности управления и осуществления транспортной деятельности
Низкая результативность и эффективность обучения Дополнение разделов плана обучения и развития персонала разделом «Оценка результативности обучения» Повышение результативности обучения организации и ее совокупной эффективности
Трудности в оценке изменений в работе персонала по прошествии времени Организация планирования инспектором отдела кадров потребности в обучении Совершенствование системы дополнительного планирования и эффективности обучения
Уровень прожиточного минимума выполняет общие функции, установленные законодательством Принятие в качестве ставки первого разряда рабочих уровня прожиточного минимума Обеспечение взаимосвязи уровня оплаты труда рабочих с потребительской корзиной
Отсутствие воспроизводственной дифференциации различных групп персонала Установление количественных соотношений по категориям персонала и их удовлетворением со стороны предприятия Улучшение системы стимулирования труда

(Таблица составлена автором)

Изучив сложившуюся ситуацию с профессиональным обучением в ООО «КРиСТ» и проанализировав ее, можно сделать вывод, что на предприятии уделяется недостаточно внимания вопросам обучения и повышения квалификации сотрудников.

Для ООО «КРиСТ» рекомендуются следующие мероприятия по профессиональному обучению:

1. Разработать программу обучения для авторемонтной мастерской.

2. Организовать курсы по совершенствованию водительских навыков.

3. Обеспечить комплексность обучения за счет сочетания программы обучения, форм и методов дополнительного обучения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *