ПАО «БАНК УРАЛСИБ» (генеральная лицензия Банка России №30 от 10.09.15) входит в число ведущих российских банков, предоставляя розничным и корпоративным клиентам широкий спектр банковских продуктов и услуг. Основными направлениями деятельности Банка являются розничный, корпоративный и инвестиционно-банковский бизнес[1].
Головная организация Банка расположена в Москве. Интегрированная региональная сеть продаж финансовых продуктов и услуг Банка представлена в 7 федеральных округах и 46 регионах и по состоянию на 1 апреля 2019 года насчитывает:
- 6 филиалов
- 271 точку продаж
- 1 517 банкоматов
- 527 платежных терминалов
Кроме собственной сети, Банк поддерживает работу объединенной банкоматной сети «ATLAS» – единое технологическое решение для банков-партнеров.
Банк является участником системы обязательного страхования вкладов физических лиц с 20.01.2005 г.
ПАО «БАНК УРАЛСИБ» имеет статус универсального сетевого банка федерального уровня. Ключевыми факторами конкурентоспособности ПАО «БАНК УРАЛСИБ» являются[2]:
- широкое региональное присутствие и сеть офисов федерального масштаба;
- значимый в масштабах банковской системы объем бизнеса;
- сильные позиции на рынке эквайринговых услуг; — диверсифицированная по отраслям и регионам клиентская база с высокой долей лояльных клиентов;
- контроль и поддержка государства в лице Банка России и Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (ГК «АСВ»);
- потенциал предложения клиентам комплексных финансовых решений;
- функционал и удобство дистанционных сервисов интернет- и мобильного банка отвечают требованиям рынка;
- диверсифицированная ресурсная база, позволяющая сохранять устойчивость в период неблагоприятной рыночной конъюнктуры;
- интегрированная система управления рисками и внутреннего контроля;
- профессиональная команда, с опытом работы в банках федерального масштаба;
- имидж надежного партнера, восприятие Банка как «своего» в регионах РФ.
В 2017 году ПАО «БАНК УРАЛСИБ» реализовал ряд мероприятий для поддержания стабильности деятельности в условиях изменяющейся внешней среды.
Фокус внимания банка был сосредоточен на расширении и улучшении качества клиентского обслуживания. В результате, по итогам года банк вошел в ТОП-10 лучших банков по уровню клиентского сервиса.
Оптимизация продуктовой линейки и активизация продаж во всех каналах позволили существенно нарастить объемы бизнеса. Так, объемы выдач по ключевым розничным продуктам – ипотечному и потребительскому кредитованию – выросли за год в 4,5 и 2 раза соответственно, а по объему выданных ипотечных кредитов банк вошел в ТОП-10 крупнейших игроков российского ипотечного рынка. Кроме того, был проведен «перезапуск» автокредитования, благодаря чему объемы ежемесячно выдаваемых автокредитов за прошедший год выросли более чем в 5 раз. В итоге банк сумел нарастить розничный портфель за год с трехкратным опережением рынка.
Организационная структура ПАО «БАНК УРАЛСИБ» представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Организационная структура ПАО «БАНК УРАЛСИБ»
Согласно рисунку 2.1 общее собрание акционеров – это высший орган управления ПАО «БАНК УРАЛСИБ», принимающий решения по основным вопросам деятельности банка.
Информационная безопасность банка должна учитывать следующие специфические факторы:
1. Хранимая и обрабатываемая в банковских системах информация представляет собой реальные деньги.
На основе информации, содержащейся в банковских компьютерах, производятся выплаты, открываются счета, выдаются кредиты, а также переводятся большие суммы денег. Поэтому ясно, что несанкционированное манипулирование с подобной информацией может повлечь серьезные убытки для клиентов банка. Данная особенность резко расширяет число преступников, совершающих покушения именно на банки.
2. Информация в банковских системах затрагивает интересы большого количества людей и организаций — клиентов банка.
Как правило, клиенты предоставляют банку конфиденциальную информацию и потому ожидают, что банк несет ответственность за то, что данная информация находится в строгой секретности. Если банк не выполняет это условие, он рискует своей репутацией со всеми вытекающими отсюда последствиями.
3. Конкурентоспособность банка зависит от того, насколько клиенту удобно работать с банком, а также насколько широк спектр предоставляемых услуг, включая услуги, связанные с удаленным доступом.
Клиент должен иметь возможность быстро и без утомительных процедур распоряжаться своими денежными средствами. Однако такая легкость доступа к деньгам повышает вероятность преступного проникновения в банковские системы.
4. Информационная безопасность банка (в отличие от большинства компаний) должна обеспечивать высокую надежность работы компьютерных систем даже в случае нештатных ситуаций, поскольку банк несет ответственность не только за свои средства, но и за деньги клиентов.
ПАО «БАНК УРАЛСИБ» использует современные системы информационной безопасности для обеспечения безопасного и полнофункционального обслуживания клиентов. В 2017 году применение искусственного интеллекта и аналитических измерений для определения мошеннических операций, при которых клиент добровольно передает информацию мошенникам, позволило хеджировать около 97% такого риска со стороны клиента. За 2017 год было пресечено более 300 тыс. попыток хищения средств физических и юридических лиц, предотвращен ущерб на сумму более 40 млрд руб.
В 2018 году развитие системы противодействия кибермошенничеству продолжилось, чтобы обеспечить абсолютную защиту всех каналов обслуживания клиентов ПАО «БАНК УРАЛСИБ».
Обеспечение защиты персональных данных в ПАО «БАНК УРАЛСИБ» осуществляется в рамках единой комплексной системы организационно-технических и правовых мер по защите конфиденциальной информации (коммерческая, банковская тайна, персональные данные), с учетом требований федерального законодательства (включая Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006) и лучших мировых практик.
В состав мер по обеспечению безопасности персональных данных входят:
Рис 1 — Меры по обеспечению безопасности персональных данных
Стабильная банковская система – ключевой компонент национальной и экономической безопасности страны, определяющий эффективность трансформации сбережений в инвестиции и конкурентоспособность российской экономики, а также способствующий реализации базовых социальных функций государства. В посткризисный период банковский сектор должен стать фундаментом для решения стратегических задач развития национальной экономики[3].
Исследовать сущность экономической безопасности коммерческого банка целесообразно с позиции системного подхода, под которым, с организационной точки зрения, следует понимать целостную совокупность элементов, взаимодействующие друг с другом. Каждый элемент экономической безопасности играет значительную роль в гарантировании ее эффективного функционирования[4].
В системе обеспечения экономической безопасности банка нами были выделены и исследованы доминирующие функциональные составляющие: финансовая, кадровая и интеллектуальная. Финансовая составляющая является результирующей всех других составляющих системы обеспечения экономической безопасности, ее высокий уровень свидетельствует об успешности действий по другим составляющим[5]. В Приложении 1 представлены показатели оценки финансовой стабильности банка.
Анализ свидетельствует о снижении уровня финансовой стабильности и экономической безопасности банка. Об этом можно судить и по значению интегрального показателя финансовой стабильности банка, рассчитанного на основе критерия Вилкоксона (UO). На его изменение повлияло снижение коэффициента агрессивности кредитной политики, увеличение доли просроченных ссуд. В целом банк является финансово стабильным, так как признаком стабильности банков по критерию Вилкоксона служит изменение знаков в исследуемых тенденциях рядов данных.
Кадровая и интеллектуальная составляющая обеспечивает эффективное функционирование и взаимосвязь между всеми сегментами банка. Обеспечение кадровой безопасности – это приоритетное направлением в работе банка, так как кадры влияют на продуктивность труда, а, следовательно, и на финансовую стабильность кредитной организации[6]. Показатели оценки кадровой и интеллектуальной составляющей банка представлены в таблице 2.
Таблица 2. Оценка кадровой и интеллектуальной составляющей экономической безопасности ПАО «Банк Уралсиб»
Расчет интегрального показателя кадровой и интеллектуальной составляющей экономической безопасности банка представлен в таблице 3.
Таблица 3. Исходные данные для расчета интегрального показателя кадрово-интеллектуальной составляющей экономической безопасности банка
Показатель | Направленность | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | Оптимальное значение |
Среднесписочная численность, чел | max | 8700 | 10270 | 11854 | 11854 |
Прибыль на одного работника, млн руб | max | 0,08 | 0,49 | 0,43 | 0,49 |
Коэффициент выбытия кадров | min | 0,02 | 0,02 | 0,01 | 0,01 |
Коэффициент приема кадров | max | 0,01 | 0,01 | 0,02 | 0,02 |
Коэффициент стабильности кадров | max | 0,80 | 0,86 | 0,88 | 0,88 |
Коэффициент текучести кадров | min | 0,05 | 0,03 | 0,02 | 0,02 |
Текучесть работников высокой квалификации | min | 0,04 | 0,03 | 0,01 | 0,01 |
Удельный вес инженерно- технических и научных работников | max | 0,79 | 0,81 | 0,86 | 0,86 |
Показатель изобретательской рационализаторской активности | max | 0,03 | 0,04 | 0,05 | 0,05 |
Показатель образовательного уровня | max | 0,71 | 0,78 | 0,81 | 0,81 |
Результаты расчетов расстояний от фактических значений до оптимальных значений (точек эталона) методом расстояний Эвклида представлены в таблице 4.
Таблица 4. Результаты расчетов
2016 г. | 2017 г. | 2018 г. |
0,07 | 0,02 | 0,00 |
0,70 | 0,00 | 0,02 |
1,00 | 1,00 | 0,00 |
0,25 | 0,25 | 0,00 |
0,01 | 0,01 | 0,00 |
2,25 | 0,25 | 0,00 |
9,00 | 4,00 | 0,00 |
0,01 | 0,01 | 0,00 |
0,16 | 0,04 | 0,00 |
0,01 | 0,01 | 0,00 |
Интегральный показатель (Пи) кадровой и интеллектуальной составляющей = 13,46 | Интегральный показатель (Пи) кадровой и интеллектуальной составляющей = 5,59 | Интегральный показатель (Пи) кадровой и интеллектуальной составляющей = 0,02 |
Среднее значение интегрального показателя (Писр) кадровой и интеллектуальной составляющей = 6,36 |
Далее определим степень отклонения фактических значений от среднего значения, согласно диапазону средних значений:
0,7 · Писр ≤ Пср ≤ 1,3 · Писр (1)
0,7 · 6,36 ≤ Пср ≤ 1,3 · 6,36 (2)
4,45 ≤ Пср ≤ 8,27 (3)
Так как значение Пи меньше Пср, то уровень кадрово-интеллектуальной безопасности выше среднего, что повышает продуктивность банка, уровень его финансовой стабильности и экономической безопасности. Таким образом, обеспечение финансовой стабильности и эффективности функционирования системы экономической безопасности банков является основой эффективной работы банковской системы страны, поэтому основная задача руководства банков, в том числе Банка России, заключается в формировании системы управления финансовой стабильностью, которая способна обеспечить прибыльность и реализовать социально-экономическое значение банков в модернизации экономики России.
[1] Официальный сайт ПАО «БАНК УРАЛСИБ» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.uralsib.ru (дата обращения 10.05.2019)
[2] Официальный сайт ПАО «БАНК УРАЛСИБ» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.uralsib.ru (дата обращения 10.05.2019)
[3] Жуков Е.Ф., Эрнашвили Н.Д. Банковское дело: учебник для студентов вузов. ‒ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 453 с.
[4] Подлесный С.Ю. Управление в кредитной организации // Вопросы экономики. – 2015. ‒ № 44. – С. 18
[5] Балабанов И.Т. Банки. ‒ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 123 с.
[6] Лопатин В.А. Совершенствование бизнес-процессов в кредитной организации. ‒ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 134 с.