Анализ контроля ипотечного кредитования службой экономической безопасности коммерческого банка ПАО «БАНК УРАЛСИБ»

🙂

Скачать текст в WORD

ПАО «БАНК УРАЛСИБ» (генеральная лицензия Банка России №30 от 10.09.15) входит в число ведущих российских банков, предоставляя розничным и корпоративным клиентам широкий спектр банковских продуктов и услуг. Основными направлениями деятельности Банка являются розничный, корпоративный и инвестиционно-банковский бизнес[1].

Головная организация Банка расположена в Москве. Интегрированная региональная сеть продаж финансовых продуктов и услуг Банка представлена в 7 федеральных округах и 46 регионах и по состоянию на 1 апреля 2019 года насчитывает:

  • 6 филиалов
  • 271 точку продаж
  • 1 517 банкоматов
  • 527 платежных терминалов

Кроме собственной сети, Банк поддерживает работу объединенной банкоматной сети «ATLAS» – единое технологическое решение для банков-партнеров.

Банк является участником системы обязательного страхования вкладов физических лиц с 20.01.2005 г.

ПАО «БАНК УРАЛСИБ» имеет статус универсального сетевого банка федерального уровня. Ключевыми факторами конкурентоспособности ПАО «БАНК УРАЛСИБ» являются[2]:

  • широкое региональное присутствие и сеть офисов федерального масштаба;
  • значимый в масштабах банковской системы объем бизнеса;
  • сильные позиции на рынке эквайринговых услуг; — диверсифицированная по отраслям и регионам клиентская база с высокой долей лояльных клиентов;
  • контроль и поддержка государства в лице Банка России и Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (ГК «АСВ»);
  • потенциал предложения клиентам комплексных финансовых решений;
  • функционал и удобство дистанционных сервисов интернет- и мобильного банка отвечают требованиям рынка;
  • диверсифицированная ресурсная база, позволяющая сохранять устойчивость в период неблагоприятной рыночной конъюнктуры;
  • интегрированная система управления рисками и внутреннего контроля;
  • профессиональная команда, с опытом работы в банках федерального масштаба;
  • имидж надежного партнера, восприятие Банка как «своего» в регионах РФ.

В 2017 году ПАО «БАНК УРАЛСИБ» реализовал ряд мероприятий для поддержания стабильности деятельности в условиях изменяющейся внешней среды.

Фокус внимания банка был сосредоточен на расширении и улучшении качества клиентского обслуживания. В результате, по итогам года банк вошел в ТОП-10 лучших банков по уровню клиентского сервиса.

Оптимизация продуктовой линейки и активизация продаж во всех каналах позволили существенно нарастить объемы бизнеса. Так, объемы выдач по ключевым розничным продуктам – ипотечному и потребительскому кредитованию – выросли за год в 4,5 и 2 раза соответственно, а по объему выданных ипотечных кредитов банк вошел в ТОП-10 крупнейших игроков российского ипотечного рынка. Кроме того, был проведен «перезапуск» автокредитования, благодаря чему объемы ежемесячно выдаваемых автокредитов за прошедший год выросли более чем в 5 раз. В итоге банк сумел нарастить розничный портфель за год с трехкратным опережением рынка.

Организационная структура ПАО «БАНК УРАЛСИБ» представлена на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 – Организационная структура ПАО «БАНК УРАЛСИБ»

Согласно рисунку 2.1 общее собрание акционеров – это высший орган управления ПАО «БАНК УРАЛСИБ», принимающий решения по основным вопросам деятельности банка.

Информационная безопасность банка должна учитывать следующие специфические факторы:

1. Хранимая и обрабатываемая в банковских системах информация представляет собой реальные деньги.

На основе информации, содержащейся в банковских компьютерах, производятся выплаты, открываются счета, выдаются кредиты, а также переводятся большие суммы денег. Поэтому ясно, что несанкционированное манипулирование с подобной информацией может повлечь серьезные убытки для клиентов банка. Данная особенность резко расширяет число преступников, совершающих покушения именно на банки.

2. Информация в банковских системах затрагивает интересы большого количества людей и организаций — клиентов банка.

Как правило, клиенты предоставляют банку конфиденциальную информацию и потому ожидают, что банк несет ответственность за то, что данная информация находится в строгой секретности. Если банк не выполняет это условие, он рискует своей репутацией со всеми вытекающими отсюда последствиями.

3. Конкурентоспособность банка зависит от того, насколько клиенту удобно работать с банком, а также насколько широк спектр предоставляемых услуг, включая услуги, связанные с удаленным доступом.

Клиент должен иметь возможность быстро и без утомительных процедур распоряжаться своими денежными средствами. Однако такая легкость доступа к деньгам повышает вероятность преступного проникновения в банковские системы.

4. Информационная безопасность банка (в отличие от большинства компаний) должна обеспечивать высокую надежность работы компьютерных систем даже в случае нештатных ситуаций, поскольку банк несет ответственность не только за свои средства, но и за деньги клиентов.

ПАО «БАНК УРАЛСИБ» использует современные системы информационной безопасности для обеспечения безопасного и полнофункционального обслуживания клиентов. В 2017 году применение искусственного интеллекта и аналитических измерений для определения мошеннических операций, при которых клиент добровольно передает информацию мошенникам, позволило хеджировать около 97% такого риска со стороны клиента. За 2017 год было пресечено более 300 тыс. попыток хищения средств физических и юридических лиц, предотвращен ущерб на сумму более 40 млрд руб.

В 2018 году развитие системы противодействия кибермошенничеству продолжилось, чтобы обеспечить абсолютную защиту всех каналов обслуживания клиентов ПАО «БАНК УРАЛСИБ».

Обеспечение защиты персональных данных в ПАО «БАНК УРАЛСИБ» осуществляется в рамках единой комплексной системы организационно-технических и правовых мер по защите конфиденциальной информации (коммерческая, банковская тайна, персональные данные), с учетом требований федерального законодательства (включая Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006) и лучших мировых практик.

В состав мер по обеспечению безопасности персональных данных входят: 

Рис 1 — Меры по обеспечению безопасности персональных данных

Стабильная банковская система – ключевой компонент национальной и экономической безопасности страны, определяющий эффективность трансформации сбережений в инвестиции и конкурентоспособность российской экономики, а также способствующий реализации базовых социальных функций государства. В посткризисный период банковский сектор должен стать фундаментом для решения стратегических задач развития национальной экономики[3].

Исследовать сущность экономической безопасности коммерческого банка целесообразно с позиции системного подхода, под которым, с организационной точки зрения, следует понимать целостную совокупность элементов, взаимодействующие друг с другом. Каждый элемент экономической безопасности играет значительную роль в гарантировании ее эффективного функционирования[4].

В системе обеспечения экономической безопасности банка нами были выделены и исследованы доминирующие функциональные составляющие: финансовая, кадровая и интеллектуальная. Финансовая составляющая является результирующей всех других составляющих системы обеспечения экономической безопасности, ее высокий уровень свидетельствует об успешности действий по другим составляющим[5]. В Приложении 1 представлены показатели оценки финансовой стабильности банка.

Анализ свидетельствует о снижении уровня финансовой стабильности и экономической безопасности банка. Об этом можно судить и по значению интегрального показателя финансовой стабильности банка, рассчитанного на основе критерия Вилкоксона (UO). На его изменение повлияло снижение коэффициента агрессивности кредитной политики, увеличение доли просроченных ссуд. В целом банк является финансово стабильным, так как признаком стабильности банков по критерию Вилкоксона служит изменение знаков в исследуемых тенденциях рядов данных.

Кадровая и интеллектуальная составляющая обеспечивает эффективное функционирование и взаимосвязь между всеми сегментами банка. Обеспечение кадровой безопасности – это приоритетное направлением в работе банка, так как кадры влияют на продуктивность труда, а, следовательно, и на финансовую стабильность кредитной организации[6]. Показатели оценки кадровой и интеллектуальной составляющей банка представлены в таблице 2.

Таблица 2. Оценка кадровой и интеллектуальной составляющей экономической безопасности ПАО «Банк Уралсиб»

Расчет интегрального показателя кадровой и интеллектуальной составляющей экономической безопасности банка представлен в таблице 3.

Таблица 3. Исходные данные для расчета интегрального показателя кадрово-интеллектуальной составляющей экономической безопасности банка

ПоказательНаправленность2016 г.2017 г.2018 г.Оптимальное значение
Среднесписочная численность, челmax8700102701185411854
Прибыль на одного работника, млн рубmax0,080,490,430,49
Коэффициент выбытия кадровmin0,020,020,010,01
Коэффициент приема кадровmax0,010,010,020,02
Коэффициент стабильности кадровmax0,800,860,880,88
Коэффициент текучести кадровmin0,050,030,020,02
Текучесть работников высокой квалификацииmin0,040,030,010,01
Удельный вес инженерно- технических и научных работников  max  0,79  0,81  0,86  0,86
Показатель изобретательской рационализаторской активностиmax0,030,040,050,05
Показатель образовательного уровняmax0,710,780,810,81

Результаты расчетов расстояний от фактических значений до оптимальных значений (точек эталона) методом расстояний Эвклида представлены в таблице 4.

Таблица 4. Результаты расчетов

2016 г.2017 г.2018 г.
0,070,020,00
0,700,000,02
1,001,000,00
0,250,250,00
0,010,010,00
2,250,250,00
9,004,000,00
0,010,010,00
0,160,040,00
0,010,010,00
Интегральный показатель (Пи) кадровой и интеллектуальной составляющей = 13,46Интегральный показатель (Пи) кадровой и интеллектуальной составляющей = 5,59Интегральный показатель (Пи) кадровой и интеллектуальной составляющей = 0,02
 Среднее значение интегрального     показателя (Писр) кадровой и интеллектуальной составляющей = 6,36

Далее определим степень отклонения фактических значений от среднего значения, согласно диапазону средних значений:

0,7 · Писр ≤ Пср ≤ 1,3 · Писр (1)

0,7 · 6,36 ≤ Пср ≤ 1,3 · 6,36 (2)

4,45 ≤ Пср ≤ 8,27 (3)

Так как значение Пи меньше Пср, то уровень кадрово-интеллектуальной безопасности выше среднего, что повышает продуктивность банка, уровень его финансовой стабильности и экономической безопасности. Таким образом, обеспечение финансовой стабильности и эффективности функционирования системы экономической безопасности банков является основой эффективной работы банковской системы страны, поэтому основная задача руководства банков, в том числе Банка России, заключается в формировании системы управления финансовой стабильностью, которая способна обеспечить прибыльность и реализовать социально-экономическое значение банков в модернизации экономики России.


[1] Официальный сайт ПАО «БАНК УРАЛСИБ»  [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.uralsib.ru (дата обращения 10.05.2019)

[2] Официальный сайт ПАО «БАНК УРАЛСИБ»  [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.uralsib.ru (дата обращения 10.05.2019)

[3] Жуков Е.Ф., Эрнашвили Н.Д. Банковское дело: учебник для студентов вузов. ‒ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 453 с.

[4] Подлесный С.Ю. Управление в кредитной организации // Вопросы экономики. – 2015. ‒ № 44. – С. 18

[5] Балабанов И.Т. Банки. ‒ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 123 с.

[6] Лопатин В.А. Совершенствование бизнес-процессов в кредитной организации. ‒ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 134 с.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *