Анализ функционирования системы управления малого предпринимательства в г. Нижнем Новгороде

🙂

Скачать текст в WORD

Малое предпринимательство является одним из ключевых элементов экономики г. Нижнего Новгорода, так как играет значительную роль в решении экономических и социальных задач, способствует формированию конкурентной среды, обеспечивает занятость и экономическую самостоятельность населения, а также стабильность налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

В структуре малого и среднего предпринимательства преобладают микропредприятия [66] (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Структура малого и среднего предпринимательства в г. Нижнем Новгороде, %

В соответствии с данными [66] таблицы 2.1 отмечается увеличение как количества малых и микропредприятий на 10 тыс. человек населения, так и количества малых и микропредприятий на 1 тыс. человек экономически активного населения г. Нижнего Новгорода на 179,5 ед. и 38,8 ед. соответственно.

Таблица 2.1

Динамика числа субъектов малого предпринимательства г. Нижнего Новгорода в 2014-2017 гг.

Показатели         2014 г.   2015 г.   2016 г.   2017 г.   Изменение

Количество малых и микропредприятий на 10 тыс. человек населения, ед. 188,8     240,2     251,8     368,3      179,5

Количество малых и микропредприятий на 1 тыс. человек экономически активного населения, ед.  38,6        49,5        52,4                77,4        38,8

На начало мая 2019 года по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Нижнем Новгороде вело деятельность 75651 малое (включая микро-) предприятие, что составляет около 57,2% от общего количества малых (включая микро-) предприятий Нижегородской области и более 1% от общего количества малых (включая микро-) предприятий России [64].

Таблица 2.2

Показатели социальной эффективности деятельности малых предприятий г. Нижнего Новгорода в 2014-2017 гг. [66]

Показатели         2014 г.   2015 г.   2016 г.   2017 г.   Изменение

Численность работников списочного состава малых и микропредприятий, чел.        222246  275814  256368  206087  -16159

Темпы роста среднесписочной численности работников малых и микропредприятий, в % к предыдущему году         101,9                124,1     92,9        80,4        -21,5

Как видно из таблицы 2.2, численность работников списочного состава малых и микропредприятий г. Нижнего Новгорода сокращается, начиная с 2016 года ввиду влияния кризисных явлений в экономике страны.

За 2017 год характеристика портрета малого предприятия г. Нижнего Новгорода претерпела незначительные изменения:

1. Выросли основные показатели деятельности малого предприятия:           — средний размер чистой прибыли (на 39,4%);                 — средний объем отгрузки (на 3,6%);          — величина фонда оплаты труда (на 9,8%).

2. Среднее число занятых на одном малом предприятии за 2017 год сохранилось на уровне 2016 года (6 человек).

3. По сравнению с 2016 годом снизился средний объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях (на 7,8%) (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Динамика портрета малого предприятия г. Нижнего Новгорода в 2016-2017 гг.

Анализ сложившейся структуры малых предприятий г. Нижнего Новгорода по видам экономической деятельности в 2017 году показал, что основная доля предприятий в сфере торговли – 36,2%, строительстве – 11,8%, деятельности по операциям с недвижимым имуществом – 9,9%, обрабатывающих производств – 9,1% [66] (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Структура малых предприятий г. Нижнего Новгорода по видам экономической деятельности в 2017 г., %

Анализ сложившейся структуры численности работающих на малых предприятиях г. Нижнего Новгорода по видам экономической деятельности в 2017 году показал, что основная доля у предприятий в сфере торговли – 29,6%, обрабатывающих производств – 16,1%, строительстве – 12,5%, деятельности по операциям с недвижимым имуществом – 11,3% [66] (рис. 2.4).

Рис. 2.4. Структура численности работающих на малых предприятиях г. Нижнего Новгорода по видам экономической деятельности в 2017 г.

Анализ сложившейся структуры оборота малых предприятий г. Нижнего Новгорода по видам экономической деятельности в 2017 году показал, что основная доля оборота предприятий в сфере торговли – 57,6%, строительстве — 11,2%, обрабатывающих производств – 10,4%, деятельности по операциям с недвижимым имуществом – 5,3% [66] (рис. 2.5).

Рис. 2.5. Структура оборота малых предприятий г. Нижнего Новгорода по видам экономической деятельности в 2017 г., %

Среднемесячная заработная плата работающего на малых предприятиях в 2013-2017 годы постепенно увеличивается (на 5330,2 руб. или на 36,12%) [66]. Однако уровень заработной платы на малых предприятия г. Нижнего Новгорода почти в 2 раза ниже среднемесячной заработной платы в целом по экономике города (рис. 2.6).

Рис. 2.6. Динамика среднемесячной заработной платы на малых предприятиях и среднемесячной заработной платы в целом по экономике г. Нижнего Новгорода в 2013-2014 гг., руб.

Анализ финансовых результатов малых предприятий г. Нижнего Новгорода [66] (таблица 2.3) позволил отметить, что более 50% (с тенденцией к снижению на 3,3%) субъектов малого предпринимательства на протяжении 2014-2017 годов показывают прибыль. Доля малых предприятий города, показавшие убыток и нулевой финансовый результат сокращаются на 4,0% и 1,7% соответственно. При этом доля малых предприятий, не показавших деятельность увеличивается на 9,1%.

Таблица 2.3

Структура малых предприятий г. Нижнего Новгорода по финансовым результатам деятельности в 2014-2017 гг., %

                2014 г.   2015 г.   2016 г.   2017 г.

Количество малых предприятий  100,0     100,0     100,0     100,0

в том числе:                                                      

предприятия, показавшие прибыль            61,7        58,8        58,8        58,4

предприятия, показавшие убыток               16,9        15,4        14,6        12,9

предприятия, показавшие нулевой финансовый результат 4,3          2,9          2,8          2,6

предприятия, не показавшие деятельность              17,1        22,9        23,8        26,2

Общий объем налоговых поступлений за 2017 год от субъектов малого предпринимательства в бюджет города составил 5092,4 млн. руб. При этом рост составил 1270,0 млн. руб. за счет увеличения объемов поступления налога, взимаемого в связи с применением УСН (на 1301,1 млн. руб.); налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения (на 33,6 млн. руб.); ЕСХН (на 0,2 млн. руб.) при снижении объема поступления ЕНВД (на 64,9 млн. руб.) (таблица 2.4).

Таблица 2.4

Налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства в бюджет г. Нижнего Новгорода в 2014-2017 гг., млн. руб. [66]

Показатели         2014 г.   2015 г.   2016 г.   2017 г.   Изменение

Всего, поступило налоговых платежей от субъектов малого предпринимательства 3822,4   4082,2   4424,6   5092,4   1270,0

в том числе:                                                                      

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН)    2893,0   3107,2   3487,5   4194,1                1301,1

Налог, взимаемый в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения              0,0                0,0          0,0          0,0          0,0

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)       910,3     947,4     900,0      845,4     -64,9

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)       0,4          0,4          0,3          0,6          0,2

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы  налогообложения    18,7        27,2        36,8        52,3        33,6

Доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в общем объеме доходов бюджета территории, %                3,4          3,4          3,6          3,5          0,1

Справочно:

Всего поступило налогов, сборов, иных обязательных платежей в доходы федерального бюджета и консолидированного бюджета субъекта РФ      112777,5              118537,7              123548,10            144466,0              31688,5

Доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в общем объеме доходов бюджета г. Нижнего Новгорода в 2014-2017 годах незначительно увеличилась на 0,1%.

Развитие малого предпринимательства является одной из приоритетных задач социально-экономического развития г. Нижнего Новгорода.

Структурным подразделением администрации г. Нижнего Новгорода, отвечающим за реализацию полномочий по развитию малого предпринимательства на территории города, является управление развития потребительского рынка и предпринимательства (далее – Управление) департамента предпринимательства и туризма (далее – Департамент).

Организационная структура управления данным подразделением представлена на рис. 2.7.

Рис. 2.7. Организационная структура управления Управлением

Необходимо отметить, что в администрации г. Нижнего Новгорода функционирует элементарная организационная структура управления подразделения развития потребительского рынка и предпринимательства. При такой структуре выделяются верхний уровень (руководители) и нижний уровень (исполнители). Для данной структуры характерно то, что она позволяет служащим быстро принимать решения, оперативно реагировать на изменения во внешней среде. Но с другой стороны сотрудники Управления сосредотачивают внимание лишь на текущих делах, практически не занимаясь решением перспективных вопросов.

К основным функциям Управления по развитию малого предпринимательства в г. Нижнем Новгороде относятся следующие [66] (рис. 2.8):

Рис. 2.8. Функции Управления по развитию малого предпринимательства в г. Нижнем Новгороде

Далее необходимо проанализировать кадровый потенциал Управления.

Сотрудники Управления являются муниципальными служащими.

Уровень кадрового потенциала Управления характеризуется следующим:

1. Большинство персонала – женщины.

2. Численность муниципальных служащих Управления в возрасте до 30 лет составляет 16%, наиболее трудоспособного возраста – 30-50 лет – 58%, предпенсионного возраста – 51 до 60 лет – 26%.

3. Основная масса муниципальных служащих Управления имеет основное образование по экономическому и финансовому профилю, что свидетельствует о соответствии квалификационным требованиям по должности.

4. Анализ кадрового потенциала по стажу позволил отметить преобладание доли муниципальных служащих, работающих в Управлении от 5 лет.

Система мотивации персонала Управления включает в себя несколько элементов: материальная, профессиональная, карьерная, социальная мотивации.

Социальные гарантии работников Управления обеспечиваются в соответствии с законодательством о муниципальной службе и муниципальных должностях.

Таким образом, динамика основных показателей развития предпринимательства преимущественно отрицательная, положительные сдвиги по отдельным показателям незначительны. Сложившаяся отраслевая структура малого предпринимательства не отвечает стратегическим целям и задачам (превалирует торговля и сфера услуг, неразвиты высокотехнологичные и инновационные субъекты малого предпринимательства). Имеет место негативное отношение общества к предпринимателям.

Управление малым предпринимательством в г. Нижнем Новгороде осуществляется администрацией муниципального образования в целом и управлением развития потребительского рынка и предпринимательства департамента предпринимательства и туризма.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *